Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Десятая строфа

Додо

речка, да лес, да поля...
что же так сердце трепещет!

barome

Пора!.. Лицами к солнцу
Едоки картофеля

ЛТ: понравилась картинка, очень весенняя… определяют время посадки картофеля те, для кого это основная еда...

ШМ: И совершенно необязательно замызганные доходяги. Здорово, что даже место действия здесь не определено – может, в городской квартире окна на восток?

Нора: А "едоками картофеля", между прочим, называют колорадских жуков. Если говорить о картине Ван-Гога, barome, я оценила тонкий юмор.

barome

Юбка набекрень –
Учительница музыки

Додо

не торопясь
застегАет штаны
комбайнер :-)

это не в ренгу! это наш ответ на "учительницу музыки" ! :-))))

barome

Гром и молния... заела,
Язва! В три ручья ливень

И это не в ренгу. Дальнейшие злоключения комбайнёра. :))

ЛТ

мелькает хвост
толстой воскресной трички

старая дева
любуется у окошка

barome: Стойкая дева, однако! :) Шмель улетает, а она любуется без лишних эмоций. Или она очень простодушна и непосредственна? В первую очередь я задумываюсь о причинах хладнокровия вышеупомянутой девы :))

ЛТ: вспомнился старый английский анекдот: «Как связаны между собой старые девы и урожай клевера? Старые девы держат кошек, кошки охотятся на мышей и полевок, те не разоряют норки шмелей, а шмели единственные опыляют клевер».

Тайша: Кинематографическое продолжение, в стиле, кстати, ренга прежних эпох – явного подтекста или яркого образа в отдельности особо нет, но вместе с верхним трехстишием – интересно выходит! А лаконизм в этом случае придает своего рода трагизм целой танка...

Боруко

полицейских мигалок
отсветы по углам...

(Человек у меня тут появляется, но он спрятался под кровать, так что Закон торжествует)

в беспробудное пьянство
ступайте за мной, холмы!

(а тут, что и сказать, совсем человек пропадает...)

ЛТ: шмель – хмель?

ШМ

с забытой в саду лопаты
опять сдираю вьюнки

ЛТ: вероятно, все-таки "малина" ассоциативно прочно связана с дачей, а "нет посадки" будит чувство вины перед будущим урожаем...

Тайша: И форма лопаты, близкая к сердечку... И забытая – "любовь нечаянно нагрянет"... :) И сдираю... и вьюнки... Каждое слово на месте! Кроме, разве что, "опять" – оно придает всему двустишию характер прямо-таки "синдрома постоянной несчастной любви", привычные грабли :) :) А уж то, что для передачи образа использованы такие обыденные, казалось бы, вещи, как садовая лопата...

olala

Поцарапанные руки
Играют в прятки котята

Вприпрыжку домой...
Лукошко, полное трав

Тайша

Кратчайшее расстояние
Вновь обернулось разлукой

старый дом прорастает
новыми голосами

высохнув зазвучала
дудочка из тростника

В разжатом кулачке –
Помятая пушинка

раньше – обкусанные ногти
теперь – обкусанные губы :)

Нора: Следующая строфа – «Кратчайшее расстояние…» (Тайша). Вольная трактовка дает возможность завершить 9 строфу и даже найти некие тонкие связи с предыдущим стихом.
Я согласна с barome, рановато лето началось. Если такими темпами дальше дело пойдет, три сезона в ренгу втиснем!
Если господа желают, можно отдельную ренгу выделить:

загорелые коленки
две пары ног (ЛТ)

В стогу торчат
два черенка грабель –
четыре пятки! (Багджо)

Юбка набекрень –
Учительница музыки (barome)

не торопясь
застегАет штаны
комбайнер (Додо)

Гром и молния... заела,
Язва! В три ручья ливень (barome)

Понравилась "электричка" ЛТ но, хвост как-то не прописан, вернее, голова :)

ШМ! «с забытой в саду лопаты…»: зачем такую красоту портить? Взяли бы у соседа :)

За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца...
У соседа воды возьму! (Тиё)

Graf Mur: Нора предложила самые достойные варианты. Еще я добавил бы двухстишие Боруко «в беспробудное пьянство…» – что-то японистое, но и наше, раздольно-запойное, и еще один вариант от Тайши «В разжатом кулачке…» – вещичка добротная, аккуратненькая, визуально выраженная.

Кратчайшее расстояние
Вновь обернулось разлукой
Тайша

В одинадцатой строфе продолжается "человеческая" тема. Возможно развитие любовной тематики. Время года не обозначено.

В Лукошкино – дни геометрии и почитания традиций.

ЛТ: Я все меньше понимаю, что здесь происходит. Больше всего это похоже на русскую рулетку и на профанацию идеи Ренги. Веселитесь без меня.

ТГ: Действительно, чувствуется, что наступил момент, когда нужно порефлексировать, куда мы шли (и хотели ли мы все идти в одном направлении) и где мы сейчас находимся.

barome: Сейчас, по-моему вызывает недоумение некоторая непредсказуемость течения событий, а именно выбора следующей строфы. Побеждает часто не лучшая строфа (правила вообще ни при чём. Предпоследний пример с малиной – на мой взгляд, тому подтверждение), комментарии неубедительны и, мягко говоря, чересчур лаконичны. Поэтому неавторитетность следующего хода ренги разочаровывает и охлаждает. Тема, обозначенная К. Сергеевым, не подкрепляется следующими строфами. В итоге две установки – на процесс и на результат ренги – никак не уживутся вместе.

Нора: Мне интересно, каким был бы ваш выбор?

barome: отвечаю Норе. «туман над рекой…» (С.М.Ли) – тонкая игра на несовпадениях и несоответствиях явлений: вместо пива – молоко, брызги не воды – кузнечиков – раз. Реальный человек, но увидеть его можно по-разному – студент на летней практике в деревне; чудаковатый мужичок, навещающий жену в больнице раз в кои веки; обалдевший горожанин, решивший стать фермером и т.д. – два. Подстраивание под реальные физические ощущения другого автора по-своему – дискомфорт брызгов неуправляемых кузнечиков :) и промозглое туманное утро, звякающая баклажка с молоком вместо пива – три.
«пока дрожит смычок…» (ТГ) – удачное совмещение абстрактности и конкретики – лебедь с рекой в музыке реальны в воображении, и они же ощущаются в реальности до конца, когда ты слушаешь музыку на реке. Проснуться можно от брызгов чего-то самого обычного в жизни – даже брызгов кузнечиков – и увидеть, услышать за ними тот самый смычок, объединяющий реку и тебя. Ну, и наконец, картинка красивая, но в сочетании с несколько приземлённой предыдущей строфой приобретает изящно-комичный оттенок.

ШМ: Играть, действительно – радость. При всём несогласии иной раз с текущим результатом. Играть в первый раз по каким-никаким правилам – тоже интересный опыт. Наблюдать взаимодействия в процессе, открывать новые стороны известных авторов, да и свои, пожалуй, – очень продуктивно, по крайней мере, для меня. Сам процесс построения рэнги: втягивание, энтузиазм, вспышки духа соревнования, усталость, отторжение, иронизирование, – очень интересны мне. За короткие комментарии – прошу прощения, при случае (случай, ау!) обещаю исправиться. Но это будет очень длинно :(
barome, можно объяснить, если возможно, с наглядными примерами из классиков, как может быть подкреплена тема К.Сергеева во всех последующих строфах? Вроде бы главные принципы рэнги – сезонное движение и ассоциативность, с учётом отдельных требований к некоторым строфам – соблюдаются...

barome: Мои доводы против малины: (1) Нарушение последовательности чередования сезонов (2) Несочетание с предыдущей строфой. Конкретно: Слишком много насекомых. Повторение мотива бегства. Осмыслить эту строфу можно было далее только аллегорически, что и сделал Боруко, например. Я предложила вариации тоже в этом плане, чтобы подчеркнуть искусственность верхней конструкции (живопись, музыка (тот самый "Полёт шмеля") (3) Сомнение в природной достоверности картинки (4) Излишняя сентиментальность и давление на жалость, просто прущие из каждой строчки (сердце, нет посадки, срывается). Поэтому двустишие Тайши вписалось сюда очень логично и предсказуемо. Примеры из классиков: см. Бусона и о Бусоне в той же книге. (Вообще-то классики о строфе К. Сергеева ничего, насколько мне известно, не писали :) Хокку задаёт направление всему ходу ренги, по традиции. Каждый стих комментирует новый поворот осмыслении темы, очерченной 1-й строфой. В итоге получается песня о..., а не бессвязный набор "ктовочтогораздок".

ШМ: Защита малины. (держитесь за стулья, хайдзины! простите меня, если можете :(
Высокая вода Тэнгу – никак не раньше конца апреля-мая... кузнечики – и май, и июнь...пока их не сменяет саранча... а в конце июня и малина поспела! Так что сезоны по порядку и без перескоков. У Бусона в нижеупомянутой рэнге круговорот времени завершился на 22 строфе, так что мы не слишком спешим :)
Сравнивать аэродинамические характеристики шмеля в полёте и момент силы, приложенной им к малине, достаточный для её падения, простите, буду без формул :) Есть опыт наблюдения :) Сердце малины – по-моему, имелась в виду такая белая сердцевина, которую любит точить малиновый червь, нет? Ну и форма у ягоды сверху такая... соответствующая...
Мотив бегства... В "кузнечиках" вообще-то точка зрения идущего, который движется настолько размеренно, что ещё успевает заметить, как у него из-под ног что-то выпархивает... только "кузнечиками" и переключается ракурс с человеческих размерностей на насекомьи... отсюда и блоу-ап в следующей строфе. Картинка здесь визуальна и динамична, как если бы показали несколько кадров из "В мире животных". В то же время, повторюсь, глаголы здесь могут в равной степени и относиться к видимым действиям, и предвосхищать поворот к любовной теме. Если же учитывать только соответствие следующей строфе, то и правда, можно воспринять их как дико сентиментальные, но для мостика они достаточно уместны и точны.
Какие темы К.Сергеева недостаточно развиты? теплота? память? краски деревьев? как они могут быть развиты без ассоциативных поворотов? у меня масса вопросов. У того же Бусона в упомянутой рэнге не раз меняется персонаж, действующий и наблюдающий, место действия, пафос. Если б всё вертелось вокруг пиона...было ли бы это рэнгой? ах да! каким же должен быть результат этой, нашей рэнги?

barome: Высокая вода, кузнечики и малина (т.е. два времени года) образовались в подряд идущих трёх строфах, а не в 6-7, как у того же Бусона в пионах. Если бы не "разлука" Тайши, надо было бы осень помянуть (почему нет, если красиво про падающие листья и улетающих птиц?). Вчитаемся ещё разок:

брызгает из-под ног
кузнечиками
Нет посадки
Обнажая сердце малины
Срывается шмель

У кого брызгает из-под ног кузнечиками? У шмеля из-под волосатых лап? Это ж пародия, нескладушка вместе 2+3, а не внятная танка с историей, кульминацией, завязкой и развязкой. Какое бы сердце у малины ни было – белое с червями или красное по форме, – сюжета и убедительного персонажа здесь я не вижу. Если ходить лишь по переходным мостикам, что останется от торных дорог? Хотелось бы, чтоб и переходность и исходный, без подтекстов смысл как-то уместно сочетались.
Да, главная тема хокку Сергеева, на мой взгляд, – именно теплота воспоминаний, связанная с какими-то природными знаками, отталкивающаяся от них ассоциативная волна. Не значит, что нужно писать про зверюшек и насекомых в КАЖДОЙ строфе. "Человек под кроватью", упомянутый Боруко, путешествует по закоулкам воспоминаний во сне и наяву, из мира человечьего языка в мир фантастический именно благодаря пресловутому шмелю. Но его двустишие не приставлено к предыдущему как страж к пленнику.
Просто я говорю о том, что неплохо бы всегда помнить ещё и о хокку, сочиняя свою версию дальнейшего развития событий.

Тайша: Сегодня, мне кажется, налицо первичная усталость, оценочная зависимость (а куда ж мы без нее?), расхождение критериев выбора строф, кроме того, не всем ясен до конца принцип связки строф... Сомнения и недовольства происходят, мне кажется, больше из-за неточной начальной и последующей взаимонастройки участников на игру и друг на друга – все же нас много! И мы очень разные.
Есть эшелон хайдзинов, за плечами которых – долгие километры РенгуРу, 2Су и просто своих хайку. Есть опыт, есть УЖЕ подтвержденное чувство собственной хайку-самоценности (в хорошем смысле), есть иммунитет к критике своих трехстиший. Есть интерес, азарт и желание поиграть не только ради результата, но и просто – поиграть.
Нюанс – окопавшийся (возможно) стереотип сцепления строф в РенгуРу, где главное – оттолкнуться от предыдущей строфы, как от бережка, но – в свою степь. А по классическим канонам, уж если мы пытаемся им следовать, в ренге каждые (и любые) две рядом стоящие строфы в две и три строчки должны составлять единое самодостаточное (в конкретной контекстной связке) целое – пятистишие.
Таким образом, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЕДИНИЦЕЙ РЕНГИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ОДНА СТРОФА, А ВСЕГДА ДВЕ (любая строфа вкупе с верхней или с нижней) – именно в этом – В КОЛЛЕКТИВНОСТИ ТВОРЕНИЯ одного пятистишия и тесной, но очень подвижной связи двух строф внутри пятистишия и состоит смысл ренга. (В чуть более усложненном варианте правил – каждое последующее трехстишие является не просто продолжением верхнего двухстишия, но и его вторым началом.) И правило это, по идее, должно быть руководящим не только для пишущих ренгу, но и для судей-арбитров, и для выбирающих авторов предыдущей строфы...
А что выходит у нас? По отдельности все строфы ренги сейчас – очень даже неплохие. А вот их сцепление... Например, в Комренге 6 строфа вкупе с 5-ой должна составлять танка:

(5-6) луна к полудню
блёклым пятнышком в небе –
кого вдохновит?
провода вдоль трубы
тянут ноту коты

Тут – есть, складывается картинка.
...Но и с 7 строфой – тоже ведь должна быть независимая танка, только уже с другим поворотом! А что выходит?

(7-6) Высокая вода.
Пустила веточку
Доска на причале...
провода вдоль трубы
тянут ноту коты

Ну ведь никак складной танка не получается!.. И сами строфы тут ничем не виноваты... Еще:

(9-8) Нет посадки
Обнажая сердце малины
Срывается шмель
брызгает из-под ног
кузнечиками

И тут – что выходит? По отдельности строфы прелестные, сильные, но вместе... вместе все как-то не строит... И не стоит тут никого обвинять – просто мы начинаем, просто мы учимся на ходу... Не все правила сразу понимаются и усваиваются, но ведь для того мы и здесь и собрались :)
Другая группа наших участников не так часто появлялась в хайку-местах в последнее время, или не имеет такого большого опыта быстрого и качественного опыта хайку-в-одиночку или хайку-вместе писания, как наши зубры :), они не слишком тесно знаком с принципами построения танка и ренга.
Но все решаемо!.. Достаточно лишь: (1) одним перестать ориентироваться на цель, "оставить результат" и воспринимать ренгу как дополнительный повод написать хайку; (2) другим вдумчивей писать продолжения, сообразуясь с "ароматом" или смыслом предыдущей строфы так, чтобы вместе получалость цельное пятистишие; (3) выбирающим авторам и арбитру тоже учитывать принцип связности двух рядом стоящих строф, не отвлекаясь на прекрасные сами по себе, но не подходящие именно в ренгу строфы; (4) и всем вместе – чутче слушать друг друга :)

ТГ: А ведь это, действительно, совершенно иной уровень творчества, если серьезно принять идею ренги: не только использовать предыдущий образ как опору для собственного прыжка, но и дорисовать картину, дать ей иную жизнь, иную динамику, оформить в новую песню со своим смыслом.

Graf Mur: А у меня 8-9 строфы очень даже вяжутся. Вот просто представляю картинку: иду я мимо малинника, живность всякая летает и прыгает. Взгляд вправо – шмель с ягоды грохнулся, взгляд влево-вниз – кузнечики от меня в разные стороны улепетывают. Спешить некуда не надо, тепло, солнечно, воздух пронизан звуками и ароматами. И никаких признаков цивилизации! (если, конечно, не оборачиваться назад, где видны многоэтажки). Вот при таком подходе и шмели-кузнечики подряд вполне пристойно смотрятся.
А вот что я считаю достаточно вредным явлением – пытаться досконально проникнуть в авторский замысел и понять, а чегой-то ему в голову взбрело это слово написать, а не вон то. Ересь это самая натуральная. Если так еще и хайку писать, математически высчитывая, что с чем сочетается и какие образы должно создавать у "продвинутого" читателя (непродвинутый-то лопух все равно ничего не поймет, куда ему), то это, братцы-кролики, не стихи. Это что-то совсем другое.
Будит хайку ассоциации – хорошо, не будит – не судьба.

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД