Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Пятнадцатая строфа

ТГ

растаял запах
сигарет и бензина
снова чисто

пусто
даже тень отступилась
до зари

вступаю в мир
где только два цвета,
тени и я...

Додо

а знаешь, какие бывают
рассветы
там, где не бывает дорог!

PS: использование здесь "бывает-бывает" кажется мне необходимым!

Алекс

Ломая ветви,
Сцепились два тополя.
Внезапный вихрь

Хлопочут птицы.
Рассыпал кулек зерна
Фотограф под мухой.

это не в ренгу, а так… А-а-а, фиг с ним, можно и в ренгу!.. -:)))

Додо

"жистянка-жисть..."
сидим слегка под мухой
и я и бутерброд

barome > Додо :)

Всё ты, Ньютон, с яблоком...
И бабы тут ромовые
и змей заспиртован

Додо > barome

ромовых баб?
но только отдельно
того и другого! :-)

ТГ: Додо, не поддавайтесь на отвлекающие маневры, сосредоточьтесь на теме. Коварные соседи знают наши слабые места…

Додо

растолковали
простыми словами
куда мне идти

ШМ

по серой воде
прореха в утренней дымке
первый теплоход

barome

Два ковшика звёзд
Только и наловили
Между двух зорь

Боруко

прыжок –
и классики
оживают

С.М.Ли: «по серой воде…» (ШМ) – продолжение ровное, мягкое, текучее. Представляется, как с первыми лучами солнца меняются все краски. ГОЛОСУЮ!
«прыжок…» (Боруко) – замечательное трехстишие! Интересно обыгрывается 14 строфа. Но в одну линию с 13 и 14 поставить трудно.
«растаял запах…» (ТГ) – вот это здорово! Без лишних наворотов, замечательная картинка, и давайте уже дадим глазам отдохнуть: мир наполнен запахами!!! ГОЛОСУЮ! «пусто…» (ТГ)- это слово буквально опустошает все трехстишие. Еще спотыкаешься на "отступилась". Отсутствие теней мешает привязать вариант к предыдущей строфе с полной луной.
«а знаешь, какие бывают…» (Додо) – необычно читается, по-бардовски так! Почти фаворит.

Graf Mur: И у ШМ и у ТГ – качественнейшие хайку. Все дело только в том, куда дальше повернуть ренгу. Мне, уж и не знаю почему, не хочется пока уходить из-под покрова ночи (да и сразу на утреннюю реку, бр-ррр). Возможно, это будет сделано в следующей строфе, но пока – время суток не определено. И уже в следующей строфе станет ясно, наступило утро или ночь становится полярной :-)))
Мой личный фаворит этой строфы – Алекс, «Ломая ветви…». Особенно было бы удачно продолжить именно этой хайку для более широкого маневра в дальнейшем, да и как резкий поворот течения Ренги было бы вполне. Но все это имхо.

растаял запах
сигарет и бензина
снова чисто
ТГ

Шестнадцатая строфа опять относится к разряду "о человеческом", но меняется точка зрения: на этот раз события описываются от третьего лица. Время года не обозначено.

В Лукошкино – дни ароматерапии.

ТГ: В моем восприятии каждые три последующие строфы должны составлять как бы одну "эмоциональную" волну. Она может быть нарастающей или спадающей, чуть заметной или с пенистыми барашками, но создавать ощущение единства. И что интересно, интуитивно у нас это получилось неплохо. Присмотритесь:

(1-3) Краски деревьев
Вспомнил, и стало тепло
После метели...
До жёлтых листьев протаял
Снег под собачьей миской
С утра пораньше
Подкину дровишек в печь –
Дымок из трубы.

Из глубины затишья поднимается волна тепла, которая сначала отогрев душу, воплощается в тепло заботы о "младших" братьях, потом поднимается до мажорного "теплотворения" Также хорошо можно прочувствовать почти противоположную по эмоциональному настрою следующую тройку:

(4-6) глазунья с укропом –
прочь, настроенье дурное!
луна к полудню
блёклым пятнышком в небе –
кого вдохновит?
провода вдоль трубы
тянут ноту коты

Очень наглядно вырисовывается эмоциональная волна и у этого трио:

(10-12) Кратчайшее расстояние
Вновь обернулось разлукой
"всё только глюк..." –
с поклоном
знакомый флейтист
мгновения звезд
за тишиной окна

В чем у нас до сих пор была загвоздка, так это в гармоничности перехода волн одна в другую. И это не удивительно. Почувствовать волну и поддержать ее не так сложно, как сотворить "начало новой волны", т.е. первую строфу в новом трехстишие. Ведь нужно и гармонично связаться с "хвостом" первой и начать другую с новой темой, с новым эмоциональным накалом. Судите сами, переход от первой волны ко второй:

(3-4) С утра пораньше
Подкину дровишек в печь –
Дымок из трубы.
глазунья с укропом –
прочь, настроенье дурное!

На уровне простых ассоциаций ещё можно себе хорошо представить связь этих двух строф. На уровне эмоциональной связи с предыдущей "волной"- сложно. Слишком резкий негармоничный рывок, как на кардиограмме с сердечным приступом. Та же проблема и здесь:

(6-7) провода вдоль трубы
тянут ноту коты
Высокая вода.
Пустила веточку
Доска на причале...

Не только с точки зрения "перевернутой" танка, но и с точки зрения "эмоционально-волновой теории" ( название пока не запатентовано :о)) этой связке не удается, по моим ощущениям, органичный переход от одной эмоции к другой.
Хочу при этом отметить, что в дальнейшем произошло постепенное интуитивное улучшение последующих связок нашей ренги (и здесь, похоже, сыграли свою роль и наши дискуссии). Думаю, совсем неплохо, если мы и вполне сознательно попытаемся настраиваться не только на волну предыдущего автора, но и ощущать движение всей реки. И всем нам чудесного плавания!

Graf Mur: Татьяна, не соглашусь в частностях. Переход от 3 к 4, по моему глубокому убеждению, получается почти идеальный, – от полусонного утреннего растапливания печки к более энергичному встряхиванию и приготовлению яичницы. Здесь, конечно, не синусоида получается, но то, что это склеивается, – без вопросов. 6-7 – более тяжелый случай, здесь заканчивается одна тема и начинается другая. Тем более в классическом случае счет идет по шесть строф.

И вообще, можно заморачиваться правилами много, вплоть до полного вывиха мозгов. К тому же остается неразрешимой проблемой личное восприятие каждого читателя. То, что для одного – какофония, для другого – песня.  

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД