Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Первая строфа

Первые шесть строф – самые важные, они определяют общее направление рэнги. 1 строфа до становления жанра хайкай называлась хокку, после – татэку. В трёхстишии определяется исходное время цикла.

Додо: А где все????? :-(((

Багджо: В задумчивости :^D

barome: Уважаемые участники командной ренги! Поздравляю вас с началом Игры и предлагаю перейти прямо к делу, поскольку состав желающих определился и стартовая площадка под Комренгу обрела наконец зримые очертания в виде шаблона страничек, оформленных стараниями Графа Мура – нашего главного Арбитра по совместительству.
Желающие сыграть могут слать свои заявки на участие и выбирать место для расквартирования, а пока предлагаю ознакомиться со списками игроков, уже поселившихся в каждой из трёх деревень. Если кто-то решил “перебежать” к соседям – прошу немедленно сообщить о своих намерениях и пожеланиях. Итак:
Кошкино – Боруко, barome, Лена Талаева (ЛТ), Широки Мируками (ШМ). Лукошкино – Тайша, Тэнгу, olala, Василий Русецкий (В.Р.), Татьяна (ТГ), Камчатка, Алекс, Додо. Разлюлималиново – Багджо, Петрович (ДК), С.М.Ли, Нора, ДО. Прошу игроков приступить к сочинению хокку (мы приводим здесь окончательный список участников; ник «до» для удобства чтения материалов Комрэнги заменен на «ДО» – Ред.).
Предлагаю посвятить хокку зимнему времени года, поскольку новогодние впечатления ещё остаются свежими и актуальными для нас, а примерно с 9-й строфы начать “встречу весны” и далее следовать в ренге смене сезонов. В дальнейшем правила будут корректироваться и уточняться по доступным переводным источникам, чтобы привести их в соответствии с японскими образцами. Имеющие что-либо дополнить в списке правил – пишите Арбитру или Диспетчеру игры. Соблюдение правил желательно, но не строго обязательно – на усмотрение Арбитра и автора игровой строфы).

Боруко

три двора
три узора у проруби
на коромыслах

Багджо

Первый bleen_comom
над сухоцветами
улыбка зимней **

Правила-то, блин... Прошу прощения. Вариант другой:

Первый блин_комом
над сложноцветными
улыбка летней **

barome: Никакого насилия, предлагаю зимнюю и летнюю темы:

Лист за листиком
Выпрямился летний дождь
В букете твоём

Шаг в чистом поле,
Ещё... ближе стал аромат
дымка над деревней

ШМ: По почину barome – зимний и летний рисунки одной точки.

раскатанный лёд
в чёрных венах стеблей
до реки горка

тысячелистник
гонит, гонит облака
пенной головой

Додо

крещенские!
белый дым от машин
особенно густ

Тайша

Задумался... –
Пригоршню снега ветер
Швырнул за шиворот!..

тишина...
из упавшей на снег варежки
идет пар...

ТГ

вот им тепло
под белой шубой одной
две ели в обнимку

К.Сергеев: Из "старого"

Рисую тушью –
Новогодний снег
Так быстро тает.

ТГ: Да, это трёхстишие неплохо подходит для начала ренги: чувство убегающего времени; желание ощутить его; понимание ограниченности своих возможностей... и открытие простоты как средства передачи красоты…

Багджо: Лукошкинцы, старое бубликовать нечестно!!!!

ДО: Это ж рэнга, то бишь импровизация, по-моему, старое – низзя (эт я лукошкинцам).

Тайша: Начальное хокку для многих поэтических турниров древности готовилось загодя...

ДО: Старое так старое

традиция –
со старыми друзьями
старый новый год...

Тайша: А вот новое

спешился сугроб
с рванувшей в ночь машины –
без минут новый год

метель...
с подлетающими снежинками
чокаюсь сквозь окно...

ТГ: удачная зарисовка мгновения… несмотря на минорные нотки (впрочем, очень свойственные зиме), импульс преодоления грусти одиночества…

Тэнгу

Нёс тебе сосульку –
Донёс лишь рыбку льдинки
В пригоршне воды...

Не за что даже
Зацепиться взглядом –
Равнина под снегом.

В.Р.: Это хайку и хайку К. Сергеева «Рисую тушью…», на мой взгляд, подходят в качестве начальной строфы рэнги благодаря игре слов… Ведь именно это составляет одну из характерных, но практически не передаваемых при переводе особенностей хайку. …Чистый лист бумаги, поиск слова и смысла, незнание, которое охватило вдруг сразу стольких серьезных людей! Людей, которые не могут пока еще найти образа… Словно и вправду: пишешь тушью, а она, вопреки всем правилам – быстрее тает...

Багджо

Ледоруб
смачно в мякоть
кактуса.

В снежной крепости
до алых ушей и заката
запасной игрок.

Петрович: Багджо, тебя как прорвало :о) Как ледорубом по ... теплоцентрали!

зимняя ветка
почти прозрачна тайна твоя
на стекле

ЛТ

зимний вечер
размешиваю
малиновое варенье

barome: Соколова-Делюсина говорила, что японские хайдзины, обсуждая стихи друг друга стараются их не критиковать, а находить созвучное своему настроению в каждом разбираемом творении. Думаю, в этом и есть смысл подлинной ренги – подхватить и развить тему, интересную каждому участнику "сидения в единении". Малиновое варенье – фраза ёмкая, вызывающая многочисленные ассоциации с теплом, уютом, Домом.

ЛТ: …но еще с летом, свежестью, солнцем, открытостью, изобилием, в конце концов, – с беззаботностью… Слово "размешиваю" – это и тревога, и обеспокоенность, и одиночество лирического героя хайку... "размешиваю" – это еще и медитативный процесс: воспоминания, возвращение в прошлое, обращение к нему за физическим и душевным здоровьем. "Зимний вечер" – и склон жизни, и суровый её период, и время, когда природа погружена глубоко в себя. Да, это одиночество, но правильное одиночество, которое может разделить только очень близкий человек.

barome: В классической ренге считалось некорректным начинать повествование сразу с личных неурядиц, неприемлемо было говорить о чувствах сходу.

ЛТ: учту это замечание

olala

Вспорхнул воробей
Испуганный куст
Инеем сыплет

Тайша: если бы вытянуть это трехстишие в одну строку, получилось бы даже интереснее – слово "испуганный" играло бы то с кустом, то с воробьем...

вспорхнул воробей испуганный куст инеем сыплет

ДО

за окном – темно.
на стекле – хохлома,
три свечи зажгла...

С.М.Ли

Проверяю,
Как там сугроб на карнизе,
Каждое утро.

Graf Mur: Первая строфа определена: «Краски деревьев…» (К.Сергеев). Выбирать было из чего, отмечу еще «Шаг в чистом поле…» (barome). Победитель же выявился по следующим критериям: определено время (именно поэтому не прошла хайку barome, которую можно трактовать как подходящую для любого времени года), намечен путь для дальнейшего развития ренги, и, наконец, хайку-то написана блестяще!

Краски деревьев
Вспомнил, и стало тепло
После метели...
К.Сергеев

...в Кошкино односельчане неспешно собрались кружком и с любопытством рассматривали пакет, доставленный курьером. Изучали рисунок на конверте, разглядывали марку. "Пора", – вздохнул кто-то... А в это время в Разлюлималиново...
..."Слышь, Багджо, мы тут какого-то проезжего отловили, но ничо у него не нашли, только вот енто. Глянь-ко, ты ж, чай, грамотный", – и с этими словами один из сельчан протянул Главному Горлопану измятый и достаточно замызганный конверт. Главный Горлопан с достоинством поковырял в носу и надорвал пакет...
...и в двух деревнях почти одновременно было прочитано:
"Вторая строфа сохраняет время года, данное в первой хайку. Эта строфа тоже "пейзажная", в ней уточняется время и конкретизируется место".
"Да... – почесывали затылки сельчане. – Да..."
...А в Лукошкино праздновали Старый Новый Год. Только К.Сергеев немножко нервничал: в ближайшие дни ему предстояло изрядно потрудиться...

Отдых в деревне Лукошкино. Сельчане гонят самогон и приглашают друг друга в гости ;-)

Из разговоров в Кошкино

ЛТ: не очень мне нравятся эти "краски деревьев". Краски деревьев обычно заметны после того, как опадает листва, и не очень-то теплы, тем более уже время дождей… Мне скорее поежиться хочется от таких воспоминаний... А дальше "после метели..." – ощущение такого пронзительного холода после сырости, что фраза "стало тепло" мной воспринимается как издевочка над бедным путником.

Боруко: Мне кажется, в начальной строфе и "краски деревьев" и "тепло" описывают только внутреннее состояние. Объективная картинка достраивается только как противопоставление: всё белым-бело (краски деревьев вспомнил), морозно (и стало тепло) и тихо (после метели). Место действия и время суток никак не обозначены :(

ШМ: Действительно, сочетание "краски деревьев" напомнило беление весной и – хуже – кресты синей и белой краской на выделенных для рубки стволах. Может, только у меня "краски" ассоциируются с ненатуральностью, рыночной олеографией?
barome: Мне больше запомнились талые сугробы Алекса или ветка Петровича… Но теперь воспринимаю «краски деревьев» как данность. Вижу почему-то именно осенние краски, многоцветье сентября-октября, последнее буйство листьев, неизбежно уходящее в небытие – как и чувства, мысли, которые тревожили совсем недавно и с которыми не хочется расстаться. Стало тепло автору потому, что сейчас ему приходится ещё хуже, чем тогда, когда он думал, что всё лучшее уходит вместе с опадающими листьями. После трёпки метелью он наконец оценил прелесть мимолётной красоты, на которой можно было хоть и ненадолго, но отдохнуть глазу, а он смог набраться сил перед новым броском.

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД