Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Двадцатая строфа

barome: Граф, не только на середине реки я лично сомневаюсь, правильно ли плыву и куда, но и на каждом пройденном метре (или отправленном Вам килобайте). Была информация из литературоведческих и исторических источников и призывы подумать над стилем, содержанием и композицией ренги сейчас, когда можно плыть брассом или баттерфляем. Вы ответили в духе "держать и не пущать" и "приходите завтра". Я сожалею.

Gаврила Макарыч: А что бы вы хотели? Целенаправленные вещи можно делать только единолично, либо слаженной командой в реальном обсуждении. А так у нас почти двадцать человек, каждый со своим вИдением и слышанием, и вы хотите, чтобы они одинаково мыслили. Увы, издержки демократии. Вот для начала попробуйте сблизить наши с ЛТ вкусы, или даже наши с вами. Ведь не получится. К компромиссам, может быть, и будем приходить, но единомыслия все равно не будет. Хотя... кто знает. Ведь прошло же правило "обратного чтения строф". Пусть и не на середине, а на четверти ренги. Прецедент есть, чего бы не подправить еще... Выскажу банальную вещь – теоретически разработанная модель всегда отличается от созданного прототипа в лучшую сторону.

ШМ: Чуть-чуть о смысловых ограничениях бустрофедона (прямообратного чтения). В этом случае становится необходимым обязательное чередование строф с киго-без киго, с пейзажем-без пейзажа, потому что иначе может нарушиться единонаправленный ток сезонного движения от весны – к лету и далее. Это я ни за и ни против, а просто соображения о возможных последствиях принятия конвенции :)

Петрович: А мне рэнга и так нравится – не как результат, а как процесс. мне интересно – что получится, что СЛОЖИТСЯ. Чтение звеньев и туда и сюда... – возможно, до такой высоты техники мы (или кто там останется) доползём со временем, но будет ли это греть душу?
Для меня целостность рэнги – загадка, если не ТАЙНА. Вывести её из первой строфы – кому ж это по силам? Мы ведь вроде не обсуждали никогда: а что это вообще такое – содержание рэнги. Первоначальной интуицией большинства было: кривая вывезет (кто-то, может, и вообще об этом не думал). Кривая и вывозит – но каждого по-своему. А почему бы и нет – мы же не котлован копаем. Страна достойна своих правителей, рэнга достойна своих авторов
А что интересно мне? Прежде всего, качество рэнговской строфы. Мне кажется, что должна получаться эта особая ренговская танка, причем в порядке 3-2 и 2-3. Мне интересно, различна ли здесь смысловая нагрузка двух- и трёхстиший. Если она задумана, то возможно, что 3-2 и 2-3 – эти переходы должны иметь разную нагрузку: один создает близкую связь, другой – далекую. Чтобы рэнга скакала – то короткими, то длинными прыжками. Чтобы не надоедала монотонность постоянства связи и разрыва. На этом можно играть.
Ещё мне интересно, чтО классических правилах можно менять (как видно из комментариев ТД к Бусону, если я не ошибаюсь), и если можно – то как, а что нельзя. Ну, скажем, когда мне сочинялось продолжение строфы ЛТ, я почему-то начисто позабыл про условие пейзажа, зато мне страсть как захотелось обозначить присутствие третьего --случайного – лица, пережить события строфы ЛТ через призму иных событий, со сдвигом во времени и самом качестве запечатленного момента жизни... Получилось: через реакцию случайного гостя на увиденное (запечатленное ТОГДА) и реакцию продавщицы на попытки вспомнить и как-то описать ТУ музыку, под которую...
15 хайдзинов с совершенно разными стилями и амбициями 2,5 месяца назад отчаялись на совершенно безумное предприятие. Что мы нашли? Ещё почву для роста. И ещё одно зеркало. Можно доглядеться. Но можно и расколотить.
А что если хотя бы один раз, ПЕРЕД объявлением Графом Муром очередной строфы, каждому из страждущих выступить с ОДНИМ вариантом своего выбора и его кратким, но внятным обоснованием? Можно было бы и время новой строфы на это потратить.
Насколько я понял то немногое, что прочел о японской рэнге – это продукт, а точнее форма КОЛЛЕКТИВНОГО сознания – в конкретной художественной сфере. Мы возжелали овладеть (или позабавиться?) этой формой в смехотворно короткое время – с точки зрения вызревания традиции. Но если она и будет открываться нам, то прежде всего в наших индивидуальных раздумьях и – в той или иной форме – содержательных общениях.

скользит мой взгляд
по склонам небес
ищет тропинку

ТГ: Расклад интересов и потребностей классический – с одной стороны, неудовлетворенность тем, что имеешь, и желание энергичнее изменить уже достигнутое состояние, с другой – сохранить стабильность, стоившую немалых усилий. Небольшая эмоциональная картинка этих полюсов: "преобразователи" и "сохранители":
Меня не удивляет, что именно barome и Лена стали инициаторами размышлений "что-то надо менять". У обеих- обостренное интуитивное ощущение гармоничности или ее отсутствия. Музыка как и живопись основаны, с одной стороны, на полете фантазии и интуиции, с другой стороны, на знании и использовании "структур", "законов" и "правил" этой гармонии. Рэнгу можно сравнить с джазом: импровизация не означает "делай каждый, что хочешь", даже если в одном музыкальном произведение "ведущий" постоянно меняется. Остаются ритм, тон, единая идея этого произведения, позволяющие остальным музыкантам легко сохранять их собственную партию и в тоже время "настроиться" на изменения "импровизатора". Это гармоничное сочетание единого течения и неожиданного обновления – основа для эстетического удовольствия и участников и слушателей. Так что давайте с уважением относиться к НАШИМ чувствительным "индикаторам" и "навигаторам" гармонии и преобразования.
Вопрос: какую корректировку мы хотим и можем себе сейчас позволить? Вопросы, на которые, на мой взгляд, нам стоит совместно ответить: (1) стоит ли вводить новые элементы для пробы в уже имеющуюся форму ренги ( к примеру – тему для периода осень-зима-весна, при этом на период весны выпадает "заключительная часть".. Кто должен предложить тему, как ее выбирать, каковы границы, за которые "низзя"?) Или всё это требует более солидной подготовки и разработки? (2) что есть переходная строфа? Должна она появляться регулярно? Как регулярно- каждая четверная, каждая седьмая? (3) На какой строфе должна появиться зима, весна? (4) Понимаем мы "формальные ограничения", заданные Графом перед началом строфы буквально, или дозволительно отбирать строфы и с "игрой слов"? (5) И наконец, процессуальный вопрос: Как мы вообще собираемся принимать "совместные решения" по корректировке процесса игры?

Додо

ритм отбивают
старые шлепанцы
под "рио-риту"

ой! надо же две строки! :-(((

помнят еще "Рио-Риту"
этот пиджак и кепка

Петрович: Додо, второе про Рио-Риту – шикарно! Пусть я старая вешалка, но запомню надолго :)))

Додо: ну, я-то вешалка не моложе! :-)

Barome

Что-то плетёт старичок
Из отдела истории прошлого

Петрович

в отделе истории будущего
вчера опять ели утку

ШМ

дежурное блюдо...
блестящие рты

ЛТ

расчерчены классики
стершиеся письмена

barome

Из школьного автобуса
Звонко – "Моя морячка"

ШМ

танец маленьких
желудей по днищу ведра

в чугунной бязи ворот
путается бабочка

Камчатка

ширк! ширк! дворник пугает
воробьиную стайку

C.М.Ли: «танец маленьких…» (ШМ) – я поставлен в тупик. Здорово читается в одну строчку, а как двустишие... просветите, в чем смысл переноса "желудей" на вторую строку? ШМ, «в чугунной бязи ворот…». Полез в толковый словарь: бязь – хлопчатобумажная плотная ткань. Может, "вязь"? Тогда голосую.
«Что-то плетёт старичок…» (barome). Очень понравился переход от двух предыдущих! Отдел истории прошлого требует дополнительных пояснений…
«Из школьного автобуса…» (barome). Вот это "звонко" мне очень понравилось! Как бы "А теперь – хором!". Классный переход, не напрямую, но и без сложных колен. Яркая картинка, много сразу ассоциаций вызывает. ГОЛОСУЮ!
«помнят еще "Рио-Риту…" (Додо). Очень понравилось! Представил в красках дядьку!! )) Сбалансировано, гармонично, такой яркий образ всего в двух строфах! ГОЛОСУЮ! ОЧЕНЬ!
«ширк! ширк! дворник пугает…» (Камчатка). Хорошо передан звук, и настроение, еще "ширк" почему-то, може,т после "клоуна", наводит на мысли о цирке. Внимание на нем акцентируется. Камчатка, Вам так не кажется? В отрыве от ренги двустишие я бы назвал правильным, но чего-то недостает.

Graf Mur: «Из школьного автобуса…» (barome) и «помнят еще "Рио-Риту"…» (Додо). Крепкая задачка. Для меня – они равнозначны по силе. Задорная хайку barome и ностальгическая – Додо. Дальше пойдет двухстишие barome. Причина только одна – она куда веселее. Многие здесь плакались по поводу тоскливо-вечнозелености ренги – пожалуйста, это ваш шанс сделать ренгу более живой (живой, а не разухабисто-развязанной).
В другое время и при других обстоятельствах я бы оставил хайку Додо – она более последовательна по сюжету и крепче связана с хайку С.М.Ли.
P.S. А для себя самого я называю эту ренгу "ИГРА В КЛАССИКИ". Возможно, это и отражается на моих решениях.

Из школьного автобуса
Звонко – "Моя морячка"
barome

Двадцать первая строфа относится к разряду "пейзажных", время года не обозначено.

В Кошкино – повальное увлечение караоке.

Петрович: Дорогой Граф! Я не уловил (простите), при каких ДРУГИХ обстоятельствах Вы выбрали бы строфу Додо. По мне так она просто несравнимо оптимистичнее (не очень-то нравится это слово), задорнее, веселее, жизнеутверждающе, чем знакомая картинка автобусно-пионерского грая (простите и Вы, barome, но я так её воспринял, а уважаемый Граф Мур просто помог расставить акценты).
barome: Не желая "защищать" свою строфу, поясню, что меня подвигло на её написание. Совершенно конкретные детские воспоминания: мы, старшеклассники, в этом раздолбанном автобусе, распевающие Морячку по дороге к свекольному полю во время пятой трудовой четверти. Были свои драмы, первые любови, сомнения, надежды, борьба... Но жизнь в любом коллективе предполагает шоу, игру и маски, даже если он, коллектив, состоит из детей (или особенно из детей). Хотя слёзы и переживания самые настоящие.

К.Сергеев: Позволю себе рискованный и субъективный комментарий. Вам не кажется, что в последних частях ренги происходит своеобразное "наступление вещей", отравляющее чистоту созерцания? Все эти "светофоры", "асфальт", "бензин", "скамейки" и "автобусы" в совокупности вызывают лично у меня "поэтическую клаустрофобию". Пространство ренги слишком загромождено вещами! А тут ещё предложение Петровича "пиджак с кепкой" в ренгу повесить. Прямо "секонд хенд" какой-то получается. Я никого не хочу обидеть, и каждая "техногенная строфа" по-своему хороша и талантлива, но "мера важнее всего". Давайте попробуем вернуться к Природе и Человеку. Они красивее :)

Петрович: Уважаемый К.Сергеев! "Но панталоны, фрак, жилет – всех этих слов на русском нет". Я не знаю точно, что такое чистота созерцания. Но по-моему, это не пейзаж, нетронутый рукой человека, а внутренняя способность зреть человеческое в мире. Вы углядели в пиджаке и кепке ширпотребовский продукт конвейерного производства, а для меня это, прежде всего, метонимия, и очень даже антропоморфная и одухотворенная, если можно так выразиться. Вам пишется только сидючи на или думаючи о природе – прекрасно, но это Ваша личная мера (или манера письма), ничем не хуже, но и ничем не лучше меры тех, кто (в свою меру ума и таланта, конечно) более охвачен восприятием и переживанием собственно человеческого и – только через него! – природного измерения бытия. Именно это (очень условно говоря, конечно) я вижу в художественной манере Додо (и, кстати, в его отношении к другим). Ни одна из этих манер не гарантирует собственно художественного таланта (и результата), хотя и по-разному определяет вкус.
Природа и человек – красивее чем кепки или автобусы?! Этого я не понимаю. Природа – прекрасна (но это нечто другое), а человек... ну, например, "мера всех вещей" (знаю-знаю, что у этой цитатки есть продолжение, но оно нас только отвлечет). Мне представляется так, что техногенность – не в том, О ЧЁМ, а в том, КАК мы пишем, думаем, живём... Вы навязываете техногенность Додо (и чьи там автобусы...), предлагая же ТЕХНОГЕННО, т.е. ПРОТИВО-ЕСТЕСТВЕННО отсечь не просто часть, а насквозь пронизывающее нас измерение (и не одно) современной жизни, сообщая нам об этом через – куда уж более – техногенную СЕТЬ.
Басё повезло – перед его глазами были только харчевни, лодки, соломенные плащи (в смысле вещичек)...А ко мне стихи (если допустить, что это – стихи) вынуждены приходить в метро, в супермаркете, за компом... На природе обычно – не до стихов, хотя кто знает, когда и отчего они в нас зарождаются и вызревают, являются и покидают...

ЛТ: Немного о "техногенной строфе". В общем-то, Петрович высказался достаточно ясно. Пишу ради обозначения своей позиции.
Как это ни печально, но я человек города. Я родилась и живу в нем. Мое сознание пропитано этими углами, прямыми линиями, железными машинами, замкнутыми помещениями, шумом, бумажной мудростью, виртуальным общением... Мое подсознание, моя генетическая память, насыщенная солнечным светом, запахом цветов, голубым небом, чистой родниковой водой (о-о-о-о!!!!), сопротивляется и вопиет, периодически выталкивая меня на речку, в лес, просто за город. Но глотнув свежего воздуха, счастливая, как гость, я спешу домой. Это трагическое противоречие сознания и подсознания – тот самый крест, который приходится нести, расплачиваясь... например, за возможность общаться сейчас с вами.
Очень приятно "чисто созерцать" в медитации цветок или дерево (но только дома, а не на природе, там мешают комары, ветер, жара или холод). Приятно, потому что мы встречаемся с живым сознанием, с сознанием, в той или иной степени одухотворенным Богом (солнцем, небом, вселенной или еще кому чем нравится). Но не менее приятно "чисто созерцать" и вступать во взаимодействия с вещами, одухотворенными Человеческим гением, любовью, полетом творчества и фантазии. Эти вещи и идеи не менее живые, чем полевые цветы или облака, бегущее по небу.
Для меня "техногенность" совсем не синоним того, что сделано человеческими руками. Для меня "техногенность" – это то, что лишено души, эмоционального содержания, написано "от ума".
Извините меня Сергей, но в "Рио-Рите" есть эмоциональное содержание, а вот некоторые стихи о природе звучать очень техногенно, надуманно.

Закончу почти цитатой Петровича: противо-естественность, искусственность или чистота созерцания все таки "не в том, О ЧЁМ, а в том, КАК мы пишем, думаем, живём..."  

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД