Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Двадцать вторая строфа

Додо

"следующий, следующий..."
снегурочка в старшей группе

olala

Последняя вишня в саду
В каплях холодной росы

Первые заморозки...
Замирают травы и звуки

Среди опавшей листвы
Перекрикиваются грибники

Тайша

в инее спины платанов
вдоль дороги, ведущей к морю

сквозь прорезь зимнего утра
клянчит монетку петух

ТГ

из пустой квартиры
погреться под первый снег

ШМ

на переходе – привет! –
дождь переходит в снег

barome

Мороз и точка в белом –
Парк города ангелов

Ловлю на бумагу
Акварельных синичек

ЛТ: Мы начали с зимы, еще только 22 строфа – и уже опять зима? А что делать будем 14 оставшихся строф? Осень опять проскочили не глядя :(
GM: Я и сам слегка удивлен, но у Бусона именно так. Как я могу отойти от образца? :-)))

ЛТ: Дык, сезон Бусона надо умножать на синус или косинус – тогда и наш получится :)))

Graf Mur: Так я и умножил. У Бусона: "Таким образом, замыкается круговорот времен года: цикл начался с ЛЕТА, после ЛЕТА была ОСЕНЬ, затем ЗИМА, Весна, и вот – снова ОСЕНЬ" А у нас, соответственно, снова наступила ЗИМА.
Не виноватая я, классики так писали :-)))

ЛТ

Последнее танго
Кружат чаинки в небе

Свободный полет
Перед программой новостей

Поделен пополам
Момент приземленья

ШМ

под старой вишней – до завтра
новорожденный снеговик :)

нет, не так:

новорожденный снеговик
под старой вишней – до завтра!

цветы изо льда – и пристань
по икры в подлёдном мраке

Петрович: Странным, возможно мистическим образом моё трёхстишие обязано своим появлением листочку из ранних хайку barome ... Но – к делу.
«цветы изо льда – и пристань…» (ШМ). Мне нравится это двустишие, и в качестве звена оно вполне удовлетворяет общим условиям. Развитие пейзажа (можно понять, кстати, двояко: как продолжение взгляда сквозь стекло, на котором ещё и ледяные цветы намёрзли, и далее вид на пристань, или же – перемещение самой сцены на берег, с которого эта пристань и видится. Ненавязчивое вхождение зимы и – неявный намёк Арбитра – неявный же драйв: в движении взгляда (не случайно и как бы в задумчивости, но привычно-наблюдательно, даже цепко) или в неявном перемещении самого наблюдателя. Смысловая перспектива двустишия также хороша – пристань однако :) (Тут, кстати, любопытен и, по-моему, уместен повтор-перекличка с причалом, нэ?)
Что ж, поплывём далее. «новорожденный снеговик…» и «под старой вишней – до завтра!…» (ШМ) – ранний вариант (здесь второй, только я бы второе тире в конце строки добавил с ! знаком) мне кажется более живым... А если ещё вспомнить старую вишню из хайку Иты Тораноко... – картинка душещипательная. Но и озорная такая, так и чувствуется некая взмыленность уходящих (снеговик-то чуть ли не первый в сезоне) – а это слегка диссонирует с настроением 21 строфы.
«на переходе – привет!…» (ШМ). Вот уж драйва тут – в квадрате! Да и весёленькая уж совсем (эй, пессимисты!). И с сезонами ясняк. Но выбрать никак не могу – такой явный повтор ситуации 12-13: почти тот же взгляд из окна почти того же Петровича на почти тот же переход… Многовато совпадений, пожалуй.
«Последнее танго…» (ЛТ). Сама строфа мне симпатична, но ощущение финала в рэнгу вносить не хотелось бы.
«Свободный полет…» (ЛТ). Двустишие связано с трёхстишием чёткой образностью и тонкой иронией, но время года включено сюда лишь неявно, через предыдущий образ, разворачивается скорее не пейзаж, а интерьер. Но как двустишие и оно мне симпатично.
«Поделен пополам…» (ЛТ). Почти повтор предыдущей реплики, только это двустишие ещё более сосредоточено на листке и в этом смысле ещё менее подходит для цепочки.
«Мороз и точка в белом…» (barome). Необъяснимое впечатление производит на меня эта строфа. Она столь же непонятна мне, сколь привлекательна. Обращаюсь к формальностям: сезон только на подходе, а тут уже мороз: не ясна всё же связь с предыдущим образом – особенно как его развитие, если понимать его не просто пейзажно, типа – а тут вот наш парк, а именно – города ангелов... Странное сочетание мороза и точки. Но всё же – строфа завораживает, не отпускает.
«Ловлю на бумагу…» (barome). Очень красиво, просто не то слово! Сезон едва намечен – но убедительно – появлением этих пернатых, и хайку светлое, звучащее!
« из пустой квартиры …» (ТГ). Точно уловлено ощущение – на улице в такие моменты может казаться теплее, чем дома, это именно только в начале холодов. Пустота квартиры – мрачновата, хотя по-своему и связана может быть с предыдущей строфой, с ушедшими в прошлое воспоминаниями.. Зябко и грустно.
«Среди опавшей листвы…» (olala). Мне почему-то эти грибники представились такими ма-а-а-сенькими, бродят себе среди опавшей листвы, попискивают... А найдут гриб, окружат его и в хоровод. Напляшутся и выкапывать примутся. Забавные такие :)
«в инее спины платанов…» (Тайша). Красиво... но взгляд – мысленно – ищет лица и – не находит. Но всё равно – красиво. И перспектива открывается – в обоих смыслах.
«сквозь прорезь зимнего утра…» (Тайша) – да простит меня автор, я не понял, не увидел этого.
"следующий, следующий..." (Додо): тут мне не ясна даже и условная связь с 21 строфой, да и Снегурочка – не рано ли? Зима вроде только показалось. Это кстати и к предыдущим снегам – ясно, что это уже не первый снег, но привычная панорама.
"Первые заморозки...» (оlala). Здесь есть то, что я – для себя – называю художественной неточностью: мне кажется, чисто физически в этом состоянии природы, особенно "на природе", звуковая гамма может становиться и отчетливей (в холодном воздухе звук распространяется быстрее и лучше), но субъективно – может происходить и то, о чём сказано в трёхстишии оlala. А "замирают травы" – это точно и без оговорок. Так что определенное, хотя и неуловимое состояние передано легко и душевно. Но я не остановился на этом трёхстишии как возможном продолжении потому, что в своей "звуковой" части оно показалось мне повтором предыдущего, к тому же образ пейзажа не прорисовывается или развивается, но, скорее, становится более отвлечённым. Выборы: «из пустой квартиры...» (ТГ), «в инее спины платанов...» (Тайша) и «цветы изо льда...» (ШМ), «Ловлю на бумагу..». (barome)

Graf Mur: Стихотворение Тайши: Очень интересная первая строка заканчивается ничем – зарисовка, щелчок фотоаппарата. Двухстишие ТГ дает определенную пищу для размышления, хорошо продолжает хайку Петровича, но какое-то оно неуютное. У barome и образ удачный, но вот легкая какая-то недоработанность видится. ШМ в своем стиле – смысловая перегруженность, нюансы и подтексты, яркие образы. На счет драйва ничего сказать не берусь – движение здесь, по-моему, только намечается для более широкого разворота в следующей строфе. Мой фаворит: «сквозь прорезь зимнего утра…» (Тайша). Не совсем осмысливаемый образ, но до чего же интересно сделано!

цветы изо льда – и пристань
по икры в подлёдном мраке

Широки Мируками

Двадцать третья строфа продолжает тему предыдущей, изменяя ракурс и подготавливая к появлению в следующей строфе "человеческого" элемента.

В Кошкино – дни ледовой живописи.

ШМ: Спасибо, друзья. По радио Петровича передавали Вагнера "Тристана и Изольду" :)

Тайша: Мерси, Граф, за приголубливание моего петуха :) ...У меня в детстве была копилка в виде желтого колобка. Я так и не захотела ее разбивать, подарила подружке, благо монет там было немного... А когда ясный восход или закат... А еще мне иногда казалось, что солнце какого-то из дней падает вниз монеткой лишь для того, чтобы в этот день еще вернуться...

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД