Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Двадцать шестая строфа

Петрович

долго ли, коротко ли –
на родных берегах вновь

Нора

Вьюнок вокруг лопаты
У соседа червей займу. :)

ШМ: Нора, так до второго пришествия и будет обвивать? :)

Нора

Подобно вьюнку
Всю ночь обвивал...

Обвить бы, не отпускать
До второго пришествия.

ШМотри!
Червяк как вьюнок. :)

Багджо

Горлышко бутылки
сверкает и сверкает.

Петрович

ещё три стороны света
на стороне тьмы

C.М.Ли

глянь-ка! лунка!
а ты: "секретное место"!

Нора

Осторожно торгуются
Сегодня улов небольшой.

или

У шумных цыганок
Сегодня улов небольшой

olala

До чего же противная
Рыбья чешуя по всей кухне

Букет полевых цветов
Наивно теребит в руке

Крики чаек над головой
Эхом – шорох прибоя

Алекс

в лунках оплывшей льдины
пенится зелень воды

К.Сергеев

Мужская половина
Топит в лунке выходной...

Нора > К.Сергеев – :)))

Мужская трапеза
Приправой соленая шутка.

К.Сергеев > Норе

Солью разъело
К лунке тропу. На щеке
Та же дорога...

Тайша

за девять щучьих зевков
местные новости за год

в сторону соседа из авоськи
стрелы зеленого лука

балет пьяных палочек – турист над порцией суси :)

ШМ: "Букет полевых цветов..." (olala). А может – рассчитанно и с дальним прицелом? (Вспомните Агату Кристи и свои житейские наблюдения:)
"До чего же противная..." (olala). Как бы мне хотелось выдвинуть это двустишие! если бы не – одно слово :( В такой мелюзге и точка играет, а тут эта "рыбья"... повтор, и что же ещё можно представить? русалочья? :(
"Крики чаек над головой..." (olala). Летнее. Не удаётся соотнести эти звуки как эхо, но ансамблем – звучат. Не скажу, что время уточняется здесь, но мгновенье остановлено. ПЕРВЫЙ ВЫБОР
"Мужская половина..." (К. Сергеев). Забавно и верно :) не только в лунке она его топит :) но как представлю МУЖСКУЮ ПОЛОВИНУ за этим занятием... (вдоль или поперёк?) – бррр...
"за девять щучьих зевков..." (Тайша). ВТОРОЙ ВЫБОР. Зевки никак не клюющей рыбы – и Емелиной чародейки :) а уж что здесь со временем сотворено! долгая беседа о ещё более растяжённых событиях... ах!
"балет пьяных палочек ..." (Тайша) Зрелище роскошное. При любом состоянии туриста его действия над сусями назвать иначе – язык у меня отныне не повернётся. И звучит здОрово. И с предыдущим каждой ниточкой... Но, Тайша, если в предыдущем номинанте ПЕЙЗАЖ был хотя бы фоном, то здесь ресторанчик... :(
"в сторону соседа из авоськи..." (Тайша. Опять непейзаж :) амор, амор... время действия мгновенно и – предельно растяжимо! – уметь надо :)
"долго ли, коротко ли..." (Петрович). Кажется, рэнга завершила здесь круг и вернулась к тому персонажу, который вспоминал краски деревьев, кормил собаку, сам ел, смотрел на луну и слушал котов, и прочее. Сказочный зачин переделан этим героем так, что не поймёшь – то ли это действительно сказочная фраза пробормотана, то ли "долго ли, коротко ли" – о времени, самой непонятной из подаренных нам вещей. Некоторая абстрактность пейзажа меня смущает.
"Горлышко бутылки..." (Багджо) – далеко нам ещё до лунной ночи.... и где плотина? Пейзаж просочился в горлышки многочисленных потребителей содержимого бутылки :(
"ещё три стороны света..." (Петрович). Сначала – ничего не могу понять: откуда это? Армагеддон какой-то... асы с великанами или Саруман Белый с Гэндальфом Серым и прочая шатия-братия... короче, батальные сцены тех ещё времён, с предательствами всякими :) А вот сейчас – да это же светает! Вот уж где время уточняется так уточняется, причём зима или лето совершенно не важны :) За-за-мысловатость – ТРЕТИЙ ВЫБОР
"глянь ка! лунка!..." (С.М.Ли) – так говорили эти рыбаки :) продолжение слишком явно, имхо
"Вьюнок вокруг лопаты..." :) :) (Нора)

венок из вьюнков
на могиле Тиё...
где же червей накопать?

Так что не только рэнга, но и комментарии прорастают лейтмотивами :)
"У шумных цыганок..." (Нора): мне нравится игра смыслов в этом двустишии, соблюдение им требуемых правил о времени и – самое главное – переход от рыболовной тематики... ЧЕТВЕРТЫЙ ВЫБОР
"Осторожно торгуются..." (Нора). Рыбный день продолжается...

Нора: А вот и нет! Это про дорожных картежников. Есть такие люди, в поездах подсаживаются и ... Но тут осторожные простачки попались :)

Graf Mur: «Крики чаек...» (Olala) Хорошая получилась хайку, симпатичная, НО – нет экспрессии, вялость при чтении, хотя картинка вроде бы вполне... У Тайши как раз ярко и запоминается. "Шумные цыганки" Норы для ренги – хорошо, как самостоятельное произведение – зарисовка. Петровича опять потянуло в философию, трудно отрешиться от толкиенутых мыслей. Про рассвет без объяснений бы не догадался.

за девять щучьих зевков
местные новости за год
Тайша

Двадцать седьмая строфа (или девятая строфа второй лицевой стороны) в пейзаж, намеченный в предыдущей строфе, вводит человека. Время не обозначено. Строфа может быть отнесена к разряду любовных.

В Лукотовске едят рыбу, пойманную в Кошкино :-)))

ЛТ: Хайку Тайши не столько слабое, сколько наполнено скукой и раздражением. Я его даже бы не заметила, если бы не ваш с ШМ выбор.

ШМ: ЛТ, к счастью/к сожалению (?) не вижу в двустишии Тайши ни скуки, ни раздражения :( :) автора! автора!

barome: 1. Выражаю свою запоздалую поддержку строфам Алекса и С.М.Ли – "пенится зелень" и "секретное место" соответственно. В двустишии Тайши напрягает повтор предлогов "за-за" и фантастичность картинки совершенная (кто считал эти зевки? А зевки карасей, линей, плотвы и т.д. тоже были посчитаны?) Сюжет не развивается совершенно, не очаровывает деталькой, привлекающей внимание, помогающей сместить акцент с беседы рыбаков (и так ясно, что они беседуют неспешно) на что-то внешнее. Нет перспективы для развития темы.
2. Я не понимаю, как связаны лыжи в классе и рисующие дети с путешествующими по узкоколейке рыбаками, наконец. Стих ШМ сам по себе чудный, абсолютно без вопросов и он был лучший, наверное, из всех представленных. Но не убедили, что подходит в качестве продолжения к двустишию Додо. В 25 строфе поезд едет прямо посреди класса (или школьники едут в вагоне для некурящих, упражняясь в графических навыках по соседству с членами Клуба Рыболов-спортсмен). Это если смотреть в лоб. Понимаю, что взглянуть и искоса – лыжня-узкоколейка. Тогда уместнее было бы читать наоборот, а стих Додо сделать 26-м.

Додо: ага! а школьный автобус петляет между рядами скамеек, да?

Тайша: ШМ, "автора, автора"? :) Приморский городок. На зимние каникулы с дочкой приезжает в родные места мужчина чуть старше средних лет. В рейсовом паровозике сразу попадаются знакомые лица – соседи, только что с зимней рыбалки, в чем-то прозрачном медленно засыпает пойманная рыба, все реже разевая рот... Девочка, даже не прислушиваясь к разговору взрослых, просто так начинает считать рыбьи зевки. Раз, два, три... Новостей за год было так немного или рыба так долго зевала, что взрослые уже успели замолчать... Ну а потом еще столько всего набежало в эти две строчки...

ШМ: barome, пожалуйста, прокомментируй свой выбор стихов "пенится зелень" и "секретное место"

barome: В первую очередь, оценивая стих, обращаю внимание на его запоминаемость. Если при вторичном прочтении стих хотя бы вспоминается как обративший на себя внимание прежде – это уже неплохо. А уж если он берёт в плен с первого взгляда – это вообще редкая удача. Стихи Алекса и С.М. Ли отвечают этому требованию – хочется взять лупу (ну-ка, ну-ка) и рассмотреть их пристальнее. Они хороши как самодостаточные "вещи в себе" и годятся для продолжения именно предыдущей строфы, отвечая требованию, заданному Графом (см. выше). Но каждое из них ещё и содержит поворотный для ренги фактор, изменение темы по сравнению с предыдущим "танка" и перспективу для многостороннего прочтения.
С.М. Ли великолепно уловил юмор ситуации (поезд, покорно тормозящий для каждого встречного и высаживающегося) и предложил в том же ключе своё развитие ситуации. Лунка может быть какой угодно и образоваться от чего угодно (кроме рыбацких ассоциаций) – картофелекопальной, детско-игральной, метеоритной, неопознанно-гнездовой и т.д. В этом и заключается юмор ситуации – "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что" наоборот: некто, найдя нечто определённое, затрудняется определить хозяина и назначение сего предмета. Отсюда разочарование луи-де-фюнесовского "покроя"- не мы первые чудики тут оказались. Опять же эмоциональный акцент, восклицание привносит долю экспрессии в вялотекущую мямлю ренги.
Алекс. Картинка стилистики "эстетики безобразного". Есть, есть тут свой шарм и эпатаж. Пениться может не только пиво в бокале, но и, допустим, слюна в уголках губ эпилептика во время припадка (кто сказал, что она не может пениться красиво??). У меня лично от этого слова "пенятся" в голове гурманские ассоциации. А тут ещё и зелень – весеннее вроде бы слово. Пенится зелень запоздало расцветающих деревьев, торопящихся взять своё от жизни наконец-то, дорвавшихся до буйства "основного инстинкта". В этом момент прощаешь Алексу "зелень воды". Хотя само по себе и это словосочетание звучит неплохо – загадочно, таинственно, чудится что-то русалочье, дремуче-древнерусское, о чём молчат летописи и сказания, но сохранившееся в глубинной памяти народа в глухой провинции, временами окунающей тебя в дедовскую заповедную старину. Таков и уклад сельской жизни по обеим сторонам дороги, построенной писателем Гариным-Михайловским. Но "льдина" уже "оплывшая", уже давно дал течь "Варяг" той, дореволюционной жизни. Всё это морок околдованной пенным хмелем старины сознания русских "японцев", будто попавших в плен барсукам-оборотням (или языческим чувашско-мордовским-марийским-татарским ведунам, которые ещё живут в заповедных деревушках Поволжья). У Алекса в Хабаровске-то небось тоже язычников много :))
Граф, Вы словно подсели на любимое блюдо и пичкаете им своих гостей. Было бы справедливым удерживать в тайне авторство всех строф до публикации игровой строфы. И чтоб инкогнито было честным.

ШМ: Идея анонимок очень привлекательна, но как её осуществлять технически? можно сдвигать имя за пределы экрана – так ведь всё равно догадываешься!

Петрович: barome! В Вашей реплике Графу, и (разъяснительной) ШМ мне слышится одно очень простое свидетельство: у нас (у всех!) РАЗНЫЕ типы, интуиции, ассоциаций – тех, которые явно, а более неявно, неосознанно работают в момент сочинительства звена рэнги. А насчёт анонимности – это мысль, может и вправду попробовать? Хотя у нас у всех почти (ничего, что я примазываюсь?) такие уже ослиные уши... (общий поклон!!).

Алекс: Мою льдину, и так оплывшую, нагрузили сверх меры :-)) Когда я писал эту строфу, то представлял: вот два рыбака сошли зимой с узкоколейки, естественно не картошку копать, поэтому лунки должны быть рыбацкие. Но медленно шел паровозик (с остановками по требованию :-)) ), и опоздали они капитально – кончается март, и к берегу прибило льдину с лунками (или она там и была) Льдина полузатоплена, и стоячая зеленая вода пенится в лунках Это полностью пейзажная строфа, никаких эколого-инстинктовых моментов я в нее не вкладывал :-)) . Ну, а сказочные мотивы всегда присутствуют в уединенных лесных местах со стоячей водой. В таком месте нанайский герой Удекэн построил чудовище с головой кита и рогами, чтобы отвоевать родное стойбище у Химбур – крокодилоподобных змей.
Про зелень воды – в основе лежал такой ход: мольберт из 24 строфы – и льдина как палитра с зелеными красками-лунками, каковые краски использовались бы в следующей строфе. Но, видать, круто заложил, хотя в этом для себя лично я вижу веху – так наловчился писать, что уже не все понимают :-))))
А по поводу судейства – твердых правил отбора ведь нет, и Graf Mur старается, как может, следуя своему вкусу. Судейство – объективно-негативный момент, заложенный в регламент ренги. Кого-то это раздражает, но ничего не поделаешь.
Мне участие в ренге дает творческий импульс и непринципиально, сколько раз я попаду со своими строфами. С другой стороны – и работать "в ящик" не особенно хочется, так как это все же соревнование. Было бы интересно поиграть анонимно. Также можно было застолбить каждую строфу за определенным участником, и выбирать только из его вариантов, после обсуждения всеми, что прибавило бы объективности.

barome: Безусловно, мы все разные, со своим опытом восприятия стихов и прозы и т.д., жизненным багажом, эмоциональным и прочими складами ума и характера. Но надо различать грань, отделяющую вкусовщину судьи от признания фаворита игры ВСЕМИ участниками. О привязанности "лунок", выбранных мной у Алекса и С.М.Ли, к "рыбакам и узкоколейке". Внимательно прочтите задание – "уточнение времени предыдущей строфы". Полагаю, что и места тоже. В этих строфах была как точность, так и возможность другого истолкования позже, кроме рыбацкой.

olala: Я смотрю, тут практически каждому надо писать "мини-хайбун"-пояснение к своим строкам :)

Тайша: olala, так оно так, но если хайку приходится объяснять хайбуном – это уже не хайку, а часть хайбуна :) В этом плане я за то, чтобы на березе не вешать табличку "береза" – это должно быть ясно само. Но с другой стороны, та картинка, которую я описала, – была всего лишь фиксирующим узелочком на конце ниточки, которая потом привела меня к совершенно другим образам – их-то потом и увидели Граф и ШМ... Много-образие (не путать с безобразием :)).

Плохо, когда за хайку не видно ничего. Хорошо – когда видно много и даже то, что не подразумевалось – по тому, что каждый увидел, можно судить, С ЧЕМ человек подошел разглядывать... :)  

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД