Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Вторая строфа

barome

Слетелись на блеск свечи
Скрипы сельского дома.

До жёлтых листьев протаял
Снег под собачьей миской

barome: Почему-то и у меня и у Боруко возникли звуковые ассоциации дальнейшего развития темы.

ЛТ: Вероятно, потому, что "деревья" на ветру "метели" скрипят, свистят, вздыхают…

barome: Деревня, зимний вечер с унылыми звуками (почти любой звук может показаться унылым в это время дня и года) располагают к воспоминаниям, рассеивают одиночество и грустные мысли.

ЛТ: вот эту тему я не уловила

Боруко: Тихо (после метели), хочется это подчеркнуть. Зрение уже занято (изнутри) "красками деревьев", ощущение тела – "теплом".

barome: Моё цукэку о собаке – ассоциативно: "собачий холод", "надоел как собака", "собачий вой"... Проталинка под снегом – и забота человека, и воспоминание о тёплых днях, обозначившееся жёлтыми мокрыми листьями из-под снежного покрова забвения и холода.

ЛТ: Цукэку о собаке мне понравилось, но оно слишком горячее, отбрасывает в осень. И «собака», и «деревья» оставляют нас на открытом пространстве природы, а вот таянье «до жёлтых листьев» намечает поворот, отход от темы зимы – хотя вторая строфа должна укреплять первую (тяжёлый вздох).

ШМ: Цукэку о миске мне кажется очень подходящим – краски здесь видны, воспоминания об осени – именно воспоминания, а не переброска назад. Скорее здесь очень широкий временной диапазон, что меня и восхищает – от осени – к зиме – к ПРОТАЛИНАМ (весна). Тепло миски, тепло собаки – всё к месту, мне кажется, и открыто к развитию-повороту темы.

Боруко: Образ очень хорош. Но с неопределённым подлежащим первой строфы слишком соединяется "снег", и тогда получается уж совсем сказочное что-то... Жёлтые листья чрезмерно привязаны к "краскам деревьев", как говорил в таких случаях Андреев, "разжёвывают их", а не развивают. Тут получилась попытка объективировать, вывернуть первую строфу :) В результате мы скорее возвращаемся на шаг назад, чем идём на шаг вперёд. Как называется рэнга, которая так и сочинялась?

barome: маэкудзукэ. Действительно, мне хотелось уточнить время, место и обстоятельства. Вероятно, Боруко прав.

ЛТ: Очень хороша 1-я цукэку barome, но нет в ней ощущения сезона. И опять очень теплая. Что, впрочем, говорит о том, что путник настолько замерз в пути, что не в состоянии любоваться прелестью метели, а – скорей бы ему куда-нибудь в теплый дом.

ШМ: А вот блеск свечи не ассоциируется у меня с многоцветьем, увы, – отсюда переход представляется несколько неожиданным. Второй план здесь мне нравится – тепло всем стало в сельском доме, сидят-празднуют срезанный провод :) Но вот "скрипы слетелись"... сам образ вызывает скорее какие-то привиденческие ассоциации… А звуков ПОСЛЕ МЕТЕЛИ – не слышу... потому что тихо ПОСЛЕ, на мой слух. Ветер улёгся – скрипеть нечему.

Боруко: По настроению эту строфу я воспринимаю как зимнюю («свеча горела на столе...») Мне всё нравится тут, кроме, м.б., слова "блеск"...

barome: ШМ, скрипы стало возможным расслышать именно в наконец-то наступившей тишине, которую как пилой по нервам распиливает каждый самый тихий шорох.

Боруко: «блеск» мне хотелось заменить на «свет», но не сбивать же масло масляное…свет свечи…

Боруко

сторож стучит пимами
прогоняет сон

barome: Цукэку Боруко понравилось как отзвук происходящего… В нем есть легкость, оно вызывает улыбку и желание взбодриться. Оно держит сезон ...

ШМ: Предыдущее трёхстишие с этим хайку стало восприниматься как ощущение сторожа. Тепло ему в пимах, а стучит, чтоб сон отогнать. Звук здесь – только этот, человечий, потому что после метели, как слышу, тишина.

ШМ

остров под белой дохой
дыханье лунок во льду

ЛТ: вот это мне понравилось: хайку (1) осталась в сезоне, (2) усилила его, (3) очень интересно – "белая доха" – непрямое название снега; "дыхание лунок" на морозе!!! (4) намек на наше дыхание-творчество из лунок-деревень, (5) придает глубину теме строфы К.Сергеева, (6) есть та самая достоверность образа, которую можно и просто созерцать.

Боруко: Хорошая строфа. Не знаю только, подойдёт ли её отчётливая метафоричность в самом начале рэнги? Ведь в её свете и первая строфа будет читаться как сказка о предающемся красочно-тёплым воспоминаниям завьюженном острове.

barome: Доха... – cкорее строфа о рыбаке, скучающем по теплу над своей лункой, где и клёва-то нет после метели. Он чуть высиживает, бедолага, чтобы наловить на уху сварливой жене, от которой сбежал на рыбалку даже в метель. Метафора, да, немного напрягает перетягиванием одеяла на себя, присвоением второго ударения в танка (если рассматривать хокку и цукэку как единый организм, как танка).

Багджо

Ломиком лед пошваркать?
В льдышки горючим плеснуть?

Столько еще вариантов сугрева – строк мало!.. А для Боруко такое продолжение:

какой уж там сон!
трясется изба и жильцы
от града пинков

ДО

белоснежных страниц зимы
неотчеркнутые поля...

убегаю на лыжах
к себе настоящему...

С.М.Ли

Сегодня взобралось солнце
Чуть выше над крышами

Снегирей алые грудки
На ветках в Сокольниках

В самую длинную ночь
Гирлянды огней на катке

Нора

В закрытых глазах все цвета –
Ослепительно-белый снег!

Graf Mur: Вторая строфа – «До жёлтых листьев протаял…» (barome). Совместное решение К.Сергеева и Graf'a Mur'a. Почему так? Во-первых, хорошо написано (но больше я этого писать не буду, и так ясно). Во-вторых, больше всех остальных соответствует заданным условиям. Из минусов – слишком явная соотнесенность с первой строфой.
В тройку также входят: «убегаю на лыжах» (ДО) – написано в характерном стиле и с хорошим "вторым дном", и «В самую длинную ночь…» (С.М.Ли) – очень даже достойно продолжило бы ренгу, но у barome получилось более удачно.
У ШМ двустишие вышло слишком вычурным; «белый снег» Норы, "скрипы" barome и "страницы зимы" у ДО – обобщенные, продолжающие тематику первой строфы. Хайку Боруко – слишком обыденно. Багджо, продолжай развлекать публику – вода камень точит, авось что и выгорит.

До жёлтых листьев протаял
Снег под собачьей миской
barome

В Разлюлималиново теплый ветер незнамо откуда принес листочек бумаги. Он долго кружил над деревней, но потом все же прилепился к фонарному столбу. Сельчане, проходя мимо, иногда бросали взгляд на размытые чернильные строки …
…А в Лукошкино с нетерпением ждали прибытия ямщика. Он задерживался, но дороги нынче – не приведи господи. Когда же наконец посланец прибыл, гурьбой повели его в трактир отогреваться. Там же, пока ямщик пил душистый чай, вскрыли …
…и в двух деревнях почти одновременно было прочитано:
«В третьей строфе, дайсан, циклу полагается делать поворот в развитии темы. Обе предыдущие строфы были «пейзажными», эта же вводит в пейзаж человека. Строфа принадлежит к разряду «описывающих дела человеческие». В третьей строфе время года не обозначено».

…в Кошкино началось празднование Крещения. Пили зеленый чай, палочками пытались есть плов и сочиняли крещенские хайку. И лишь barome по-прежнему о чем-то сосредоточенно размышляла…

Василий Русецкий: Из претендентов на вторую строфу "листья под миской" были несомненным фаворитом. Но я с удовольствием узнал в критическом замечании Графа и свои размышления. Может быть, стоит предлагать фавориту в подобных случаях поработать над строфой? Все-таки это РАБОТА СО СЛОВОМ И ОБРАЗОМ. Я думаю, что если есть ТЕНДЕНЦИЯ, то можно предложить автору ее рассмотреть с разных сторон. А так ведь никуда не денешься от некоторой перегрузки: краски – желтых, метель – снег. Эту картину можно было бы дать в несколько ином словесном выражении.

Graf Mur: Василий, у меня-то, кстати, при словах "краски деревьев" возникает образ именно осенних деревьев, так что вторая строфа в моем восприятии получилась прямым продолжением первой.

barome: Василий, все мы знаем, что нет предела совершенству. Но переделывать строфу, выбранную арбитром, – всё равно что допекать уже съеденный пирог. Не забывайте, что ренга – нанизывание строф. Представьте, что Вы связываете верёвку из разных лоскутков, чтобы спуститься с обрыва. Вы её изготовили и уже висите на полпути к месту своего приземления. И вдруг Вы решили, что тот красненький держит плохо, ненадёжен с виду. Лучше бы Вы побеспокоились о его прочности заранее :))

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД