Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Тридцать вторая строфа

ШМ

снег течёт с холма
в ветках упавшей ольхи

Нора: ШМу Вашу руку!

Багджо

Цепь оборвалась –
свободный полет!

Петрович

рассматриваю шрам
иероглиф удачи

С.М.Ли: жестко так. Красиво и глубоко, но в цепочку вряд ли попадет. Не то чтобы мрачно, а мне как-то страшновато до мурашек... Шрам в связке с ребенком – не совсем тема для ренги…

Нора

Все шестнадцать
Выписывает велосипед.

С.М.Ли: Нора! 16!!! :))) Кроме композиции еще замечательно звучит!

ДО

ручей прозрачен насквозь,
до донышка, до икринок...

С.М.Ли

на стрелке Оки и Волги
дедушка и я в коляске

Тут хотелось "два ручья" поймать как-нибудь...

анестезия
желтых одуванчиков

Петрович: удивительно подходит по духу, настроению, некой визуальной атмосфере происходящего! Ну и детская эта магия тут как тут, и конечно – ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ, а?! Может только слишком явно продолжает картинку, особого сдвига нет.

Нора

Море волнуется – раз,
Во-вторых, будет дождик.

Улыбнулась дорога
Последний к дому поворот.

olala: спешу принести свои извинения по поводу своего отсутствия и невозможности высказаться. Граф, любезно предоставляю нашей старосте поднять знамя нашей деревни и "заменить" временно выбывшего товарища.:)

Тайша: "снег течёт с холма..." (ШМ). Присоединяюсь к Норе и тоже ШМу руку :) – само по себе замечательное двухстишие с энергией сжатого ядра – чем больше всматриваешься, тем шире раскрываешь глаза. "Снег течет" – не вода течет, а снег, который в принципе не текучий! И это совмещение сразу дает картину весеннего солнечного (обязательно солнечного – ведь именно на солнце и почти прямо на глазах начинается эта снежно-ручейная метаморфоза) дня. А вторая строчка дает тонкий трагический поворот – упавшая ольха... (весенние ураганы? или – я видела сама этой весной в лесу – цветущее молодое дерево из-за обилия талых вод подгнило на корню и упало прямо во всем своем распахнутом цветении) с почками-сережками уже верно... а снеговая талая солнечная кашица омывает ее тело своей прозрачностью и вневременностью! После осмысления и погружения в это двухстишие остается чувство "просветленного одиночества", печали, сострадания... (саби, сиори и хосоми, вместе взятые.:)) Есть только одно "но" – по ходу нашей ренга уже были светлячки – если я не ошибаюсь, они появляются гораздо позже снеготаянья, летом.
"Море волнуется – раз..." (Нора). В этом двухстишии поселилось какое-то непередаваемое чувство. ПЕРВЫЙ ВЫБОР. От игры, сказочности, страны Вообразилии – к очарованию обыденности "здесь". Первая строка просто против воли втягивает тебя в привычное в детстве продолжение "море волнуется два", и тем внезапней случается спонтанная "остановка задолбанного ума" во второй строке – прямо дзенский прием. А это значит, создается внутренняя пауза, столь полезная для расширения личного горизонта – чувств, эмоций... Тип связи – интуитивный, осмысление, вернее, отказ от прямолинейного осмысления происходящего с помощью инсайта в "сейчас". Пользуясь формулировками Глеба: через "личностный инвариант" ("я как все люди") происходит прыжок в "космический инвариант" (природные закономерности), совершается "угол поворота сознания"... Кроме того, интересно даны сразу два пейзажа – ожидаемый дождик (и все, что о том в природе намекает) и воображаемое волнующееся море, навевающее воспоминания скорее о детско-дворовом "пейзаже"...
"Улыбнулась дорога..." (Нора). Что-то я в последнее время немного устала от "улыбок" радуги, месяца и других изогнутых предметов и явлений... Даже жаль – я заметила, что, чем больше читаешь стихов других авторов, тем меньше остается собственной невинности восприятия – ведь хороший же образ, милый и уютный...
"Все шестнадцать..." (Нора). Эх, давно я не каталась на велике!.. Чего там в таком количестве-то?.. Или это – 16 лет (где мои 16 лет? – На Большом Каретном!:)) выписываются как раз вот такой вот тетенькой тридцати лет, как я, впервые заново за -дцать лет севшей на велик?..
"анастезия..." (С.М.Ли). Лаконично, ярко, образно! Связываются: лампы операционной – одуваны, и по событиям вполне подходит. И есть простор для развития дальше – ведь анастезия в наше (да и во все) время о-очень для многого бывает поначалу нужна... Кроме того, анастезия здесь – согревающая мимолетным солнечным теплом жизни, парадокс-с. ВТОРОЙ ВЫБОР.
"на стрелке Оки и Волги..." (С.М.Ли). Как-то не чую подтекста... Преимущественный тип связи с предыдущей строфой – событийный, по герою или месту действия. Если имеет место явно выраженная только эта связь, то может пострадать мерность, объем продолжающей строфы. А ведь у нас не просто повествование, "история", но движение от одного самоценного (великое в малом) объекта-явления этого мира к другому. И, "объясняя-продолжая-предвосхищая" предыдущую строфу, надо стараться включить в свой стих потенциал и иного толкования, убрать излишнюю логичность, симметричность хода мысли при прочтении, хоть это и непросто...
"ручей прозрачен насквозь..." (ДО). Все замечательно в отдельности, но – повтор "ручья – ручей"...
"рассматриваю шрам..." (Петрович). Вот и эксплуатация "иероглифов" и формо-совпадений с ними тоже немного стала напрягать... :) Хотя первично – здорово! "И пораженье от победы ты сам не должен отличать!" :)
"Цепь оборвалась..." (Багджо) – ТРЕТИЙ ВЫБОР! Даже нет слов все раскрывать – и так ясно: на цепи было здорово катиться, сансара – она и на велосипеде сансара :), а оборвалась – бОоольно! Но зато – свободный полет. Нет, правда здорово. Граф, от "нра-не нра" по поводу этого и двух других выбранных стиший не могу удержаться, не серчайте. Здесь тип связи – и событийный, и интуитивный – "отражение, более общие признаки объектов или событий отражаются друг в друге"; и "связь, основанная на отнесении к более общему или частному". И по аромату эмоций, только навыворот – то, что у девочки плачущей – горе, тут, в более широком смысле – счастье, пусть кратковременное и чреватое падением, но зато – свобода попугаям!..

Нора: Соединить ребенка и пейзаж было трудно. Хайку olala, сама по себе такая простая и чистая, от детских слез трудно отвернуться. Не случайно многие продолжили "последствиями" детских игр. У ШМ, я так понимаю, с вербы дите упало, у Багджо – с качелей, а у меня – с велика :) Ну, а "море волнуется", это попытка совместить два в одном. Вот. Получите :)

Graf Mur: Хайку ШМ немного загадочна – картину приходится достраивать. Двустишие Норы "море волнуется..." нравится легкой иронией, неожиданным переосмыслением врезавшейся в память детской считалочки. Очень хороший поворот и переключение внимания. С одной стороны хайку читается как откровенное баловство, но чуть задумавшись, видишь многие интересные моменты. С.М.Ли как-то неожиданно отошел от своей традиционной манеры. Получилось весьма симпатично, но непонятно. Две строки Багджо – такие ассоциации (и почему-то много всяких политических :-) ) Но после "битой коленки" первое, что приходит в голову – а не выглянул ли автор в окно и не увидел ли качели у себя рядом с домом?
Также отмечу "непонятую" хайку Норы: "Все шестнадцать..." – это не годы, Тайша. Это – две "восьмерки", по одной на колесо.

Море волнуется – раз,
Во-вторых, будет дождик.
Нора

Тридцать третья строфа дополняет картину, намеченную в предыдущей строфе. Строфа также принадлежит к разряду "пейзажных", время не обозначено.

В Разлюлималиново – ждут дождичка.  

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД