Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Тридцать четвертая строфа

ТГ: ну и пусть не в свою очередь!
зато для души...

выдохнув суету,
затягиваюсь небом

с зарею яснеет
зов колокола

звезды с края
переполненного неба

Багджо

Свежая шишка –
зелень и синева!

Нора

Затянут тучами вечер,
Бесконечный пасьянс

ДО

ароматами леса
раскрашено утро...

закончилась бумага
и зеленая краска...

С.М.Ли

тянется закат
у костра до утра

все бегут вперед
часы, забытые дома

оладьи на шишках –
сгущенка и слюнки текут

ШМ

эту тысячу лет спит
комар в смолистой слезе

бесшумно в утро взмывает
белый метеозонд

Петрович > ШМ:

кого кусал ты –
комар в смолистой слезе

Тайша: Выбирать было непросто, в предлагаемых вариантах присутствовало зацикливание на "невыносимой капельности бытия". Да еще от сосны не могли далеко отойти...
"эту тысячу лет спит..." (ШМ). Тонко обыграно: острия сосновых иголок – хоботок комара и его застывший тонкий писк... И прямая крепкая связка: капля дождя с сосны – смолистые слезы. Здесь идет сгущение свойств. И, как всегда, что со временем делаем... растягиваем, заостряем... консервируем в смоле... :) Главное – идет расширение Круга временнОго внимания. А потом задумываешься: а что там было тысячу лет назад-то?.. И почему "ЭТУ" тысячу лет? Каждая из трех предыдущих строк обыграна в этих двух. Может быть, даже слишком вплотную к ним... и по месту действия – тоже, прямо не отходя "от"... Связь ассоциативная и интуитивная – отражение: более общие признаки объектов или событий отражаются друг в друге и набегание: качества объекта или события непосредственно переносятся на другие предметы изображения. (Впрочем, эти связки – одни из самых распространенных у нас, наряду с просто местом действия и ассоциативной перебежкой смысла...) Только одно "но" – всяческие вариации на тему микроскопических единиц воды уже три строфы нас не отпускают – то дождь, то слезы девочки, то козявка... с крылышками :) Хочется уже другой стихии, огня там, земли, воздуха...
"бесшумно в утро взмывает..." (ШМ). А вот и воздух. Если бы в следующей строфе должна бы была появиться луна, то – лучше не придумаешь, чем взять это. Если зонд, конечно, круглый. А если и не круглый, все равно хорошо – "зонд"-"зонт", игра слов, и по форме как иголки... Что хорошо: есть по вектору движения контраст – капли вниз, зонд вверх... Они все медленней, а зонд – все быстрее... Такие ходы поощряются в классической ренге: чередование в отображаемом отпечатков различных органов чувств – то обоняние, то слух, то осязание; движение времени и пространств – то туман и роса, то облака, то фонтан, то водопад и т.д. То в себя, то из себя. Все разнообразие и объем отображаемого мира!.. Но вне ренги двустишие немного бледнеет...
"Затянут тучами вечер..." (Нора). Хорошо связаны природное и человеческое в двух строках!.. И по месту действия вполне сходится – поглядывая так в окошко, занавешенное капающей веткой сосны... пасьянсчик бесконечный... вечер в тучах... сейчас зевать начну, так все ощутимо... Капли–карты – тоже прослеживается ассоциация видов природной и предметной дискретности. И есть надежда, при прочтении с предыдущей строфой, что эти тучи – уходящие, а то подзастряли мы в дожде и пасмурности... ВЫБОР
"ароматами леса..." (ДО). Что сразу хорошо – был задействован в тиканье слух (внешний и внутренний, временной), а тут обоняние арендовало зрение. ...Бывает такое время, когда еще не совсем рассвело, и все вокруг еще солидарно в бледно-зеленом колоре (а любой сглаженный фон – уже является чистым холстом для чего-то подвижного), а пахнет уже... травами, деревьями, землей раскрывшейся... ягодками земляничными... пнем трухлявым... грибами... И поворот долгожданный есть. Связка очень простая – по месту действия. ВЫБОР
"закончилась бумага..." (ДО). Хорошо, если так – можно, наконец, предаться лицезрению, не пытаясь больше схватить и удержать зеленое мгновенье на бумаге :). Когда ничего не делаешь, время начинает все медленнее и медленнее приставать к подошвам... Добротное двустишие о "человеческом" в тесной связи с природным. ВЫБОР
"тянется закат..." (С.М.Ли). Схвачено до боли знакомое, но обычно не осознаваемое впечатление, одновременно и ностальгично, и свежо. И интересная связка: медленней тикают капли, и к вечеру-закату тоже все имеет тенденцию замирать, а потом вот такая уловка – взять и обмануть неизбежную двоичность суток и сидеть до утра у костра! ВЫБОР
"все бегут вперед..." (С.М.Ли). Тут что-то просто офигительное делается со временем и чувством человека!.. А танка-то какая получается!.. Как часто, предавшись истоме чистого момента радости и отдохновенья (на природе, например), через некоторое время начинаем замечать, как невольно (именно не-вольно) наши мысли начинают возвращаться к суете, казалось бы, оставленной дома (вместе с часами). Беспокойный ум, невольник "надо", "завтра", "вчера" и "пора"... Блестящее двухстишие!.. Хотя если в моем трехстишии уже было тиканье, наверно, о часах лучше было бы уже не говорить. Хотя, с другой стороны, есть здесь и противопоставление, контраст к изображенному, диалог с ним – в этом случае почему бы и нет?.. ВЫБОР с номинацией "Круто!"
"оладьи на шишках..." (С.М.Ли). Там капало-тренькало медленно, тут тягуче потекло. И вкусовые рецепторы просто завалены впечатлениями. И капли дождя – тесто, плюхающееся на сковородку и растекающиеся в кругляши!.. Время – это капли теста на сковородку... сковородку чего?.. Чудесная ассоциация! Но – иголки, шишки... близко, слишком "тут". И уж слишком резковат переход от прозрачности момента к чревоугодию.
P.S. Вне конкурсных комментариев, просто поддержать творческую инициативу. "выдохнув суету..." (ТГ). Чуток натянуто, кажется – сразу две метафоры рядом... А "затягиваюсь" ассоциируется у меня с курильщиками... Скорее, верлибр. Но образ понятный – почти инструкция к занятиям цигун :) "звезды с края..." Ха!.. А ведь интересно – секунды-капли-мгновенья и – звезды!.. Звездопад, значится?.. Это – август где-то. И переполнено, похоже, не только небо :) Яркое стишие, сильное. Было, правда, у Петровича "мгновения звезд...", но там – связка мгновений и звезд внутри, а тут – между строф.

Graf Mur: Разлюлималиново вышло на финишную прямую с открывшимся очередным дыханием :-) Интересно, кто-нибудь еще в силах справиться с этим локомотивом :-) ? Ну а пока, раз меня Тайша так озадачила, достану свой рабочий инструмент – скальпель :-)))
ШМ. "Комар", "зонд" Первое я бы назвал замечательным. Хорошо скомпоновано, с интересным сюжетом. Мысль, правда, вертится все время: "А ту, предыдущую, тысячу лет, где спало это зловредное насекомое?" :-))). "Метеозонд" мне нравится куда больше. Этакая магия простоты. Был бы вместо "метеозонда" "воздушный шарик" и все, уже восприятие было бы совсем другое, более обыденное и прозаическое.
"Пасьянс" Норы действительно претендует на бесконечность :-), отсылая нас даже не к предыдущей, а к своей же 32-ой строфе. То бишь, побоку стихающий у Тайши дождь и надежды на проблеск (а ведь пора уже к чему-то оптимистическому подходить) – "тучи по небу плывут". Хотя само по себе двустишие – замечательное.
Первое двустишие С.М.Ли навевает воспоминания, второе – вполне может возвратить ренгу от описания деревенских красот (узкоколейки, резные наличники, отхожие места, козявок с крылышками...) в лоно цивилизации. Перечисление во второй строке, правда, создает какую-то недоговоренность...

бесшумно в утро взмывает
белый метеозонд
ШМ

Тридцать пятая строфа. В этой строфе у Бусона-Кито, согласно канону, появляются цветы вишни, соответственно и время – весна. У нас же, по логике вещей, должна быть осень, но, все же с цветами. Хотя, признаюсь честно, я совсем запутался с этими временами года.

В Кошкино – размышления о бренности существования и гордость за себя, любимых…  

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД