Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Тридцать шестая строфа

Багджо

Утомленные поиском –
мы-то когда погудим?

Нора

"Патанцуем"?
В последний раз...

ДО

размыты дождями
на дороге следы...

(ну, с чистого листа можно начинать :)

Петрович

исчезают за поворотом
бусинки вагонов

Нора

Танец с ветром
Осенние травы

С.М.Ли

вот и вершина –
смотри, как вращается мир!

плывут по нитке реки
кораблики – вдаль, вдаль...

ШМ

не то чтобы громче твой голос
но мне яснее слова

медового пряника
хватит опять на всех

ЛТ

кончается сон
в предвкушении новый

ШМ: ЛТ, бабочка предвкушает Цжуань Цзы? :)

Петрович: Или Цжуань Цзы пред-вкушает бабочку?
olala

И вновь старые песни
Из открытых окон

Додо

вон за тем самолетиком вслед
давай-ка витать в облаках!

Камчатка

в траве надо мной
плывут облака

всё ниже и ниже
на Аваче граница снега

ТГ

ещё тает иней
от прикосновения солнца

К.Сергеев

Скоро прольются в туман
Первые мысли и листья...

Тайша: Итак, тихая светлая пейзажная облегченная осенняя нота?.. Дольше всего звучит нота самая пустая :)
"исчезают за поворотом..." (Петрович). Холмы-вагончики... Холмы встречают солнце, а тут – провожается взглядом поезд... Бусинки – оптимистическая, почти детскую интонация: и правда, поиграли здорово, теперь кубики-бусинки – в коробочки, сами – на бочок, а что там за поворотом – утро вечера мудренее. ВЫБОР
И сразу в пару к стишию Петровича хочу отметить схожее и столь же подходящее для завершения ренги двухстишие ЛТ: "кончается сон..." Видится мне в нем та самая интонация, с которой бывалые классические ренгуристы расставались, "прощаясь с хозяином дома и уже предвкушая следующие встречи". И хотя пейзажа тут немного (хотя, почему нет – в палаточке под вересковыми холмами, под мерное гудение, сладкий сон... :), но хорошо, без рыданий и "гомерического хохота" – подводится итог большой нашей встречи с открытыми для будущего дверями... ВЫБОР.
"Патанцуем..." (Нора). Легко, многозначно, юморно... Хотя по аромату и интонации не слишком подходит к предыдущей строфе... Но ведь мы сейчас выбираем не только следующую строфу, мы смотрим на всю ренгу – а для всей ренги это очень даже неплохая завершающая улыбка чеширского кота :) ВЫБОР.
"Утомленные поиском..." (Багджо) Вот это двухстишие, несмотря на повтор слова "гудим", можно было дать как продолжение-окончание – потому как смысл повторяемого слова меняется. Используется связка на основе игры слов, их смыслов, и в то же время тоже имеет место момент тот самой веселой и необременительной рефлексивности, столь свойственной Багджо и столь нам необходимой в конце :) ВЫБОР
"Танец с ветром..." (Нора). Хорошо связывается с трехстишием, как бы добавляя еще один штрих в картинку. Просто, легко и зримо... ВЫБОР
"вот и вершина..." (С.М.Ли). Ух!!! Дыхание захватывает! Ну, С.М.Ли, ну Нестор-Галилей открытого пространства!.. ВЫБОР однозначно – незаумный, ненавязчивый, но ощутимый восторг бытия как нельзя более кстати подходит для последней строфы! А какое расширение сознания...
"плывут по нитке реки..." (С.М.Ли). Есть движение, интересно связывающее гудящие холмы и кораблики – вектор, уводящий вдаль, мы тут остаемся, нам даже однажды в воды реки не зайти... – в то же время при наличии легкой ностальгической нотки здесь много светлой спокойной интонации. Как будто четки перебираешь... во всеприятии будущего и настоящего... ВЫБОР
"всё ниже и ниже..." (Камчатка). Но если для отдельного хайку местничковость в назывании изображаемого вполне годится, то для коллективной ренги, да еще для завершения...
"вон за тем самолетиком вслед..." (Додо). Не совсем унисонит с трехстишием по аромату, зато есть опять же тот самый момент невинности, свежести, легкости... Любимая десантная тема Додо :) ВЫБОР
"И вновь старые песни..." (оlala). Смотрится повтором то ли какой-то из строф, то ли самой ренги в целом... и к домам вот даже приближаться не хочется в конце ренги – наоборот, так и тянет остаться на воле, в пампасах, но – вместе... :)
"не то чтобы громче..." (ШМ). Хорошо подмеченное самонаблюдение. Но интонация... И хочется взгляда всеобщего, даже отчего-то и "я" в последней строфе не смотрится, в крайнем случае – может лишь подразумеваться, но не с вектором движения "в себя", в свое настроение (именно с такого хокку у нас началась ренга), а вширь, в "мы" или в безбрежность "неЯ"...
"медового пряника..." (ШМ). А вот тут есть и аура, подходящая для завершения, и выход на НАШЕ общее. Это могут быть и дети, ждущие дележки большого пряника на холмах, или не большого, но справедливого :) Это и мы (при этом одно другому не противоречит :)) – каждому из которых должно хватить своего кусочка радости от большого такого момента со-причастности той 36-перекатной реке, около которой мы сидели так долго и писали свои строфы, несмотря и невзирая в конечном счете ни на что... Я уже молчу про пять хлебов :) ВЫБОР
Итак, суммирую: священная девятка для Графа :)
В КЛАССИЧЕСКОМ ЖАНРЕ: "плывут по нитке реки...", "исчезают за поворотом...", "Танец с ветром...", "Осенние травы..." ДЖАЗОВО-ОБЛЕГЧЕННО: "Патанцуем...", "вон за тем самолетиком..." ГЛУБОКОМЫСЛЕННО-РЕФЛЕКСИВНО-ПЕРСПЕКТИВНО: "Утомленные поиском...", "медового пряника...", "кончается сон...". ОКЕАНИЧЕСКИ: "вот и вершина..."..

. Принимаются ставки на выбор Графа! :)

Нора: "вершины" С.М.Ли

ШМ: Багджо – ау! ставку!... :) Их спят :)

Петрович: ВЕРШИНА – она и в Африке вершина :))) Ну, а в предгорьях мне видятся танец с ветром, медовый пряник и (сердцу не прикажешь:) вагончики... При том, что есть просто пронзительные строфы, которые чуть-чуть поодаль – от торной и местами терновной нашей тропы...но ВЕРШИНА – одна! Дорогой Граф! Может, хоть до понедельника вечера дать народу высказаться по Вашему призыву (и подначке чьего-то коллапсика:)

. я не коллапсик, а голая сингулярность – вот!:)

Петрович: Где ж голая – вона какую точку шикарную напялила :)

Graf Mur: Номинанты. В КЛАССИЧЕСКОМ ЖАНРЕ: "плывут по нитке реки..." (С.М.Ли), "исчезают за поворотом..." (Петрович), "Танец с ветром..." (Нора). Первые две хайку равнозначны по смыслу, но у С.М.Ли выглядит привлекательнее, образнее, перспективнее... "Танец с ветром" хорош сам по себе, но звучит скорее прямым продолжением 35 строфы, чем завершением ренги. ДЖАЗОВО-ОБЛЕГЧЕННО: "Патанцуем?.." (Нора), "вон за тем самолетиком..." (Додо). Насчет "джазово" сильно сомневаюсь – под такой легкий джаз сейчас не танцуют :-( Скорее, что-то курортно-бердянское в обоих стихотворениях чувствуется :-) Хайку Норы выглядит предпочтительнее в качестве финальной, хотя... как-то немного оторвано от ренги (можно, конечно, склеить, но не будем об этом, не маленькие, сами картинку нарисуете). У Додо же получилась слишком облегченно-весенняя зарисовка. Оптимистично, но не по-осеннему и не совсем для концовки... ГЛУБОКОМЫСЛЕННО-РЕФЛЕКСИВНО-ПЕРСПЕКТИВНО: "Утомленные поиском..." (Багджо), "медового пряника..." (ШМ), "кончается сон..." (ЛТ). Из всего "глубокомысленного" больше всего привлекает внимание стих ЛТ. Хорошая точка в ренге. У Багджо вышло в большей степени облегченно и не для финала (мне возразят, но у каждого свой финал). Да и слабовато для Багджо. Последнее справедливо и для хайку ШМ. Я бы назвал это симпатичной отпиской или же комментарием к происходящему, не более. ОКЕАНИЧЕСКИ: "вот и вершина..." (С.М.Ли). Красиво, масштабно, финально...
Пропущенное в Тайшином обзоре: "в траве надо мной..." (Камчатка). Не совсем понятно, почему это стихотворение осталось за бортом обзора, видимо, просто упустили. А зря... Хорошо звучит и как продолжение 35 строфы и как завершение ренги. Не столь масштабное, как у С.М.Ли, но вписывающееся в ренгу, спокойное, плавное, хорошо стыкующееся с темой первой строфы. Учитывая, что последние три строфы шли с невысоким темпом, как бы расслабленно-созерцательно, плывущие облака выглядят вполне закономерным завершением ренги. В первой строке именно это настроение создано, а во второй – жизнь продолжается, полежим и продолжим :-)) Добавлю еще, что мне очень нравится это ощущение, точно переданное в хайку Камчатки.

в траве надо мной
плывут облака
Камчатка

Вот и завершен наш пятимесячный марафон. Спасибо всем участникам Ренги и болельщикам (надеюсь, они тоже здесь были). Мне было интересно читать прекрасные хайку, участвовать в дискуссиях и, в конце-концов, принимать решения. Надеюсь, продолжение следует?!!!

ТГ: В этой игре, как нигде в другом месте, КАЖДЫЙ участник получил уникальную возможность увидеть свои произведения глазами читателей. Нам удалось ознакомиться с "азбукой" ренга и попытаться сложить первые слоги по этим правилам. Подобная форма игры-ренга может послужить хорошей школой-"необязаловкой" (ибо участники были НЕ ОБЯЗАНЫ писать каждую строфу) для отработки основного звена ренга-танка. И здесь, мне показалось, к концу игры произошел определенный качественный скачок. Но ренга – это неимоверно больше, чем просто пара удачно подобранных танка. Это удалось мне особенно ярко ощутить при участии в почтовых ренга. То, чего мне так не хватало в нашей командной ренга, – духа ренга – творческой "беседы-общения" собравшихся в один круг участников. У каждого из них имеется своё место в этом кругу, у КАЖДОГО есть право на свое слово в ренга, каждого готовы не только выслушать, но и поддержать его мысль, отреагировать на чувства. У каждого своя манера рассказывать, свои заветные темы, настроение. И все это вплетается в одну СОВМЕСТНУЮ беседу. Создается особая атмосфера взаимопонимания, взаимодополнения. Возможно ли создание такой атмосферы, если после одной реплики участник исчезает, а его место занимает другой? Это уже не творческая БЕСЕДА, а творческая перекличка.

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД