Портал HAIKU-DO Командная ренга Хайдзин.РФ Аромат Востока
Командная рэнга

Третья строфа

Багджо

в стираных штанах
отмытые деньги
и чистый паспорт

Graf Mur: Багджо, первоисточник (Егор Летов) звучит лучше:

В стираных карманах
паспорта и пальцы –
все как у людей

Багджо: Не знаю никакого Котлетова. И неизвестно, у кого перво-. И лучше – тоже не знаю у кого. И Летов не писал этого специально к предыдущей станце, по-моему ;^D

В дыре от сучка
сопит кожаный нос.
Бывай, дружище!

Если есть аналогичное творение Омлетова, пойду до первой проруби! давиться!

С.М.Ли: Уважаемые односельчане, а как бы нам все-таки внести в игру командный элемент? Осмелюсь предложить вариант совсем сырой строфы, а всем желающим предлагаю его ругать, критиковать, менять всячески и предлагать свое лучшее, так, чтобы на выходе появился отточенный и до блеска начищенный результат общего труда. Кстати, к третьей строфе применяется требование грамматической законченности.

С утра пораньше
Подкину дровишек в печь –
Дымок из трубы

ДО

мороз и солнце –
я пса зазываю в дом,
а он меня – в лес...

Можно предлагать исправления. Багджо, не вешайся в проруби – мысли-образы сами по себе вызревают-вылупляются, мы их только вылавливаем... :)

короткие дни –
зажигаю лампочки
во всех комнатах...

Багджо > С.М.Ли: НЕ-законченности!.. Японский городовой, сколько сил затрачено на борьбу с Гамлетовым

Бегом на свисток!
Последняя электричка...
Бычок на перрон

Тайша

Свежие фотографии –
Когда проходят мимо
Еще вздрагивают...

Багджо: Тайша, у тебя тоже такие мысли про мокрые листы, что ли… фотографии свежие

Тайша: Вообще-то трехстишие про фотографии подразумевало не только "мокрые листы", но и другой смысл – иногда на видных местах люди ставят фото по разным случаям, веселым и печальным. И эти фотографии лишь с течением времени становятся почти незаметной частью интерьера...

ТГ: О человеческом и не о любви.. ОК

рюкзак и сумка
во дворе приземлились
голос соседки

сонный трамвай
девчонка читает письмо
я – девчонку

К.Сергеев

Время вернуться –
В полуприкрытых глазах
Отблески солнца.

olala

Утихла метель
Вот по рыхлому снегу
Два плюс четыре

Камчатка

чайник не тронул
дачный воришка – луна
в разбитом окне

Додо

шероховатый
чайник из синей глины
только внутри

Тайша

Печет блины
Поглядывая на дорогу
Старик в тельняшке

Алекс

Где лунки парят,
Где дым рыбачьих костров
Тянется к солнцу...

ДО

пошел по бабам
или по помойкам
бродяга рыжий...

(эт хулиганское – с Додо почему-то ассоциируется ;)

Додо: ага... спасибочки... по бабам, да по помойкам... ага... спасибочки...

barome: Мой стих-фаворит из Разлюлюмалиново: «С утра пораньше…» (С.М.Ли). Плюсы: все требования, диктуемые правилами рэнги, соблюдены. Время года остаётся неизменным, человек появился, грамматическая незавершённость также в наличии ("дымок из трубы…"), тема повёрнута достаточно убедительно. Даже 5-7-5, и то... :) Картина деревни дополняется и детализируется, декорации постепенно сменяются. 1+2 строфы – зима, улица, собака, возможно, вечер. 2+3 строфы – пейзаж меняется, уточняясь и детализируясь – утро в деревне, начало энергичного включения в повседневные дела. Атмосфера – задействуется ещё и обоняние, плюс к осязанию и зрению в начальных строфах. Чему должно растаять – растаяло, чему должно пожелететь, опасть и быть занесённым снегом – получило своё. Теперь настало время размяться и включиться в настоящее.
Стих Багджо про стираные штаны не впечатлил по причине слабой связи, на мой взгляд, с предыдущей строфой. Двустишие и трёхстишие хотелось бы видеть единым организмом, связанным крепко смысловыми цепями. Багджо, у кого в стираных карманах деньги и паспорт – не у снега ли? Уж очень неожиданный поворот темы.
Два другие стиха, как ответы настырному Валетову, мне более симпатичны. Что характерно – в них обоих Багджо говорит о прощании. Человека и пса в одном хайку, в другом – гражданина, курящего на перроне, и прибежавшего к моменту трогательного прощания взращенного этим заботливым пастырем на вольных деревенских хлебах телка. Причём надрессирован бычок передвигаться исключительно по сигналу свистка, как в мультике "Простоквашино" недоросль семейства мычащих Федя. Багджо, извини, юмор уж очень ядрёный для третьей строфы ренги :) Тянет на моно-но аварэ пока ещё. "Кожаный нос" – очень трогательно, но немножко нарочито эксплуатируется сцена прощания. Звуки слышны отчётливо, но сюжет примечателен в основном картиной кожаного носа в причудливой дырке.
Ребята, как вы себе представляете развитие темы? Или топтание на месте? Это я о собаках, иной раз всуе упоминаемых в третьей строфе: «пошёл по бабам…" (ДО) – неприкаянный шатун… Есть юмор, тепло, симпатия в этом стихе, биография рыжего персонажа, лёгкая грусть одиночества. Но для начала рэнги этот стих всё же чуть грубоват, а длинная прелюдия и завязка, которую предвкушаешь развивать до кульминации ренги, сразу превращается в эпилог.
"Мороз и солнце" ДО – лёгкость строфы превращает это хайку в необязательный довесок к цукэку. Опять эти собаки! Как самостоятельная строфа хайку смотрится, а в паре вызывает недоумение за счёт несостыковки мрачноватого колорита двустишия и лёгкости трёхстишия.
"Короткие дни" ДО – здорово, но выбрать рука не поднимается по причине некоторой переклички темы со стихом К. Сергеева. У него – тепло воспоминаний, у ДО – "зажигаю лампочки", хотя они и очень подходят к "жёлтым листьям", а "короткие дни" – к быстро растаявшему снегу под миской.
Стих-фаворит из Лукошкино: «чайник не тронул…» (Камчатка) Здесь присутствует лёгкий аромат игры на струнке, вибрирующей от ощущения неизбежности утрат. Чайник всё же можно назвать сезонным словом – тепло чая зимой; воры лазят по дачам всегда, но больше, наверное, тоже в холодное время года. Свет луны делает дачный зимний пейзаж ещё более фантастическим, скрадывая истинные очертания предметов. Или они, наоборот, приобретают свои истинные обличья при встрече с воришкой теней? Луна украла и маску "дачного сторожа". Чайник прячет под своим тёмным пузом, как наседка – единственного цыплёнка, только незапылённый круг на столе. Или обычный вор, просветлившийся от созерцания луны в им же разбитом окне, не перевернул вверх тормашками только старый чайник? См. Чжуан-цзы – главу о ненужных вещах. "Свежие фотографии" (Тайша) – разве могут проходить мимо? Пародийная двусмысленность побуждает меня пройти мимо этого трёхстишия.
"Рюкзак и сумка" (ТГ) – слово "приземлились" без знаков препинания можно отнести и к "голосу соседки". Вопрос: почему в таком случае не "голоса соседей"?
"Сонный трамвай" (ТГ) – то же самое. Как связано талое пятно под миской с картинкой сонного трамвая? Возможно, на уровне опять же образного соприкосновения: жёлтое пятно трамвая в ночи и жёлтая проталина на снегу. Письмо – осенние листья (мокрые, между прочим!) Невнятен лирический герой 2+3 строф. Пёс у миски? Тогда откуда он знает, что девчонка именно читает? Хозяин, покормивший пса и отвлекшийся на созерцание девушки? Как успеет он прочесть девчонку в промчавшемся мимо трамвае?
"Время вернуться…" (К.Сергеев). Снова появился образ медитирующего и согретого своими мечтами и воспоминаниями персонажа. Слишком явная параллель с первой строфой. Может, автор хотел сказать, что солнцу пора возвращаться на летнюю ось? Слишком абстрактно для конкретной картинки игровой строфы.
Olala, "метель" уже отбушевала в хокку К.Сергеева…
Додо, Ваш стих о чайнике заставляет вспомнить стих ЛТ про чашку, "гладкую изнутри" (см. «Хайкумена», вып.1, с. 216). Но вызывает сомнения связь с предыдущим двустишием.
Тайша, «блины» – стих симпатичный: блины – проталина на снегу (и угощение лохматому приятелю!), а снег – старость. К минусам отнесу отсутствие намёка на сезон, несоблюдение принципа незавершённости. Но главное – для меня отсутствует загадка, внутренняя наполненность чудом, особым хайковским воздухом недоговорённости.
Алекс, Ваш стих мне очень по душе, но зимняя тема повторяется в третий раз. Лунки. Проталины на снегу – да, и дым очень уместен как напоминание о тепле. И опять Ваш стих выглядит ностальгией о счастливой рыбацкой поре. А воспоминания начал рассказывать К. Сергеев...
Друзья, простите за некоторую тенденциозность разборов и не обижайтесь. Выбрать нужно было всего один стих :(

Додо: Мне тоже понравился "дачный воришка" Камчатки, смутила только "луна", которая впервые должна появиться в пятой строфе, а не в третьей!

Graf Mur: третья строфа – «С утра пораньше…» (С.М.Ли) как наиболее подходящая заданным условиям. Также в тройке: «Время вернуться…» (К.Сергеев), более всего понравившееся мне среди представленных вариантов. К сожалению, раз мы играем в "классики", то не проходит. А как интересно было бы сделать этот поворот назад и увидеть что-то еще, новое и неожиданное. Строфа «рюкзак и сумка…» (ТГ) тоже хороша как продолжение. И собачья тема может прочитаться (испугалась соседка или собака на нее прыгнула и сбила), и зимняя (гололед – летят сумки, рюкзаки, соседки) и что-то еще (приезд гостя, явление постороннего человека)
Отдельное спасибо – ДО: «пошел по бабам…» – очень приятная штучка вышла!

С утра пораньше
Подкину дровишек в печь –
Дымок из трубы.
С.М.Ли

...В небе парил огромный воздушный шар, к корзине которого был привязан длинный-длинный транспарант:
"Четвертая строфа подхватывает и развивает тему предыдущей, она также не имеет сезонного слова и, следовательно, не соотносится с определенным временем года. Согласно канону, эта строфа должна иметь неопределенно-промежуточный характер".
Жители ближайших деревень, задрав голову, читали мудреное послание, качали головами и продолжали свои занятия...
...а вот в Разлюлималиново читать было уже некому – в связи с внезапным праздником неприкосновенный запас самогона, хранившийся на случай войны, был торжественно (и быстро) выпит. Тихо было в Разлюлималиново этим вечером ...

Начало
Правила игры
1 строфа
2 строфа
3 строфа
4 строфа
5 строфа
6 строфа
7 строфа
8 строфа
9 строфа
10 строфа
11 строфа
12 строфа
13 строфа
14 строфа
15 строфа
16 строфа
17 строфа
18 строфа
19 строфа
20 строфа
21 строфа
22 строфа
23 строфа
24 строфа
25 строфа
26 строфа
27 строфа
28 строфа
29 строфа
30 строфа
31 строфа
32 строфа
33 строфа
34 строфа
35 строфа
36 строфа
Итоговая рэнга

НАЗАД Использование материалов с данного сайта (в том числе на других Web-страницах) только с согласия авторов.
При цитировании ссылка на КОМАНДНУЮ РЕНГУ обязательна.
Web-дизайн и поддержка Graf Mur

ВПЕРЕД